Размышления у паркомата
Или все-таки свой родной бардак дороже? Или все-таки ездить дикарем и парковаться дикарем как-то сподручней? Сделайте уже, наконец, свой честный выбор между трусами и крестиком.
Я с большим уважением отношусь к движению автомобилистов — они вообще первые в нашей стране показали примеры гражданской солидарности. Но вместе с тем не могу не признать, что по парковочному вопросу эти ребята заняли предельно эгоистичную позицию. Необходимость платных парковок в Москве, да и во всех крупных городах России, давно назрела и даже перезрела.
Совершенно очевидно, что платные парковки — обременение не фискального, а логистического характера. Денег Москве и без того хватает, а вот отсутствие порядка, особенно на дорогах, стало сильнейшим тормозом развития. И я верю, что мы давно доросли до того гражданского просветления, при котором удовольствие бросить машину на сто метров ближе к пункту назначения уже не приносит такой радости, как раньше. Все больше людей готовы вкладываться в общий орднунг, от которого станет лучше всем — и высокопоставленному слону, и даже маленькой улитке.
Да, безусловно, у платных парковок есть и еще одна задача — выдавливание из центра города необязательных транспортных потоков. Но я не вижу в этом никакого коварства и подлости. В мегаполисе автомобиль — не средство передвижения, а либо роскошь, либо метод транспортировки грузов (тяжести, малые дети, тяжело больные родственники). Для тех же, кто купил машину, как пальто, и ездит на ней в гордом одиночестве, доступ в центр города должен быть затруднен. Эта стратегия может не нравиться, но только тогда не надо косить под цивилизованного. Я что-то не припомню ни одного благоустроенного города в мире, где было бы иначе.
Да, дороги должны расширяться, развязки строиться, общественный транспорт совершенствоваться — и надо признать, что в Москве происходит и то, и другое, и третье. Но одним лишь развитием инфраструктуры проблему уже не решить — Москва стала слишком огромной, без запретительных мер пробки уже не рассосутся. И если мыслить не хотелками, а реалиями, то надо готовиться к тому, что платные парковки — только начало. Например, давно пора внедрять ночную доставку крупных грузов по магазинам — тоже вполне европейская мера. А еще мне очень нравится опыт города Сеула, где действует жесткий лимит на тарифы такси, там это очень дешевый и фактически общественный транспорт. Результат — все меньше людей едут в центр на собственном автомобиле. В этом просто нет смысла. Таксисты, конечно, время от времени бузят, но свою прибыль все равно получают за счет большого оборота пассажиров.
Наконец, платные парковки — это еще и серьезная воспитательная мера. Необходимость хотя бы раз в день отдавать дань порядку, «быть, как все», очень хорошо дисциплинирует и выравнивает социальные отношения в обществе. В какой-то момент это станет привычкой, потом модой, наконец — ценностью. Что? Випы как не платили, так и не будут платить? А вот это уже наш, гражданский фронт действия. И я уверен, что число сочувствующих на этом фронте прибавится. Одно дело — мириться с парковочным хамьем, когда ты и сам паркуешься бесплатно и как попало. И совсем другое — когда ты свое место у обочины оплатил, а твой сосед по пробке встал рядом на халяву.
Ну, и главное. Мне кажется, в корне не верно вообще делить людей на автомобилистов и не автомобилистов. Нет в Москве ни одного автомобилиста, который бы иногда не выходил из машины. И не шел бы по асфальту ногами. И не говорите мне, что вам или хотя бы вашим родственникам никогда не приходится садиться в автобус или спускаться в метро — не поверю. Ну и кто я после этого? Автомобилист? Пешеход? Быдло из метрополитена? Или все-таки просто человек, москвич, гражданин России?
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции