Умеренность и аккуратность
Горе вам, горе! Скоро мы станем такими же. Уже становимся.
Неуклонное снижение потребительского оптимизма демонстрирует экономика России с июня прошлого года. Даже новогодний приступ шопоголизма оказался не столь острым, как прошлогодний. Реальные повседневные расходы россиян с учетом инфляции снизились в декабре на 5 процентов.
Экономисты бьют тревогу и правильно делают. Внешние рынки сдуваются, вся надежда на внутреннее потребление, а здесь, оказывается, тоже мышь вешается. Но если приглядеться к цифрам внимательней, а главное — прислушаться к национальному коллективному бессознательному, то становится ясно, что мотивы нашей потребительской депрессии не столько экономические, сколько психологические.
Конечно, очень-очень хочется объяснить проблему элементарным обнищанием народа, но увы. По данным Росстата, реально располагаемые денежные доходы населения (с учетом коррекции потребительских цен) в первом полугодии 2013 года выросли на 4,5 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На рынке банковских вкладов и вовсе аномальный позитив: рост накоплений измеряется двузначными цифрами. Ну, и наконец, самое странное: у потребителей с доходами выше среднего повседневные траты снизились почти в два раза больше, чем у потребителей с доходами ниже среднего.
Из этого можно сделать два вывода: первый — наши люди боятся неопределенного будущего, поэтому стали меньше тратить и больше сберегать; второй — наши люди больше не хотят разбазаривать деньги по мелочам, поэтому расходы домохозяйств постепенно перераспределяются в пользу товаров и услуг длительного пользования. Попросту говоря, мы стали экономней и бережливей. А если чуть сложнее — постепенно переходим на европейскую модель потребительского поведения.
Спешу разочаровать поклонников широкой русской души. Те же немцы или французы ничуть не жаднее нас. Просто мы привыкли экономить на разном. Русский человек до недавнего времени был не чувствителен к мелким тратам. В любой груженой тележке с продуктами, которая выкатывается из «Ашана», можно без труда наловить необязательных покупок, как минимум, рублей на пятьсот.
Зато когда наступает время приобретать домик в деревне, автомобиль, мебель или хотя бы здоровье, мы давимся за каждую тысячу, даже если она в ущерб качеству. Тот же немец или француз поступает ровно наоборот: он сводит к минимуму повседневные траты, зато не идет на компромиссы, когда речь о качестве долгосрочных покупок.
Мода на здоровую экономию видна невооруженным глазом. Если раньше мы хвастались покупательской удалью и измеряли свой статус стоимостью потребленного продукта, то теперь меряемся полученными скидками, и кто купил дороже, тот лох. Едва ли банальная истина о том, что не в деньгах счастье, уже завладела нашими умами. Но, по крайней мере, все больше людей начинают догадываться, что если сегодня ты потратишь на прожор не одну тысячу, а две или даже пять — счастливей точно не станешь.
И домашний ужин при свечах ничуть не хуже вылазки в ресторан. И мясо вовсе не обязательно есть и на первое, и на второе. И сколько бы ты ни купил джинсов, все равно будешь носить две-три пары — остальные просто в голову не помещаются. Да и вообще регулярный поиск товаров и услуг — нервный и трудозатратный процесс, отнимающий время и здоровье, которое, кстати, тоже стоит огромных денег.
Так что в долгосрочной перспективе гораздо выгодней как-то гармонизировать свое повседневное потребление, а качество жизни улучшать за счет фундаментальных приобретений. Расширение жилплощади, образование ребенка, продление жизни родителям, путешествия, хобби, благотворительность, наконец.
Такой тип мышления, в конечном счете, хорош и для экономики. Она получает более качественного потребителя - ключевой компонент в формуле экономического роста. Человек, самореализующийся за счет демонстративного потребления, выгоден для страны на коротких дистанциях развития, но в перспективе издержки такого девиантного поведения слишком велики. Неразборчивый клиент развращает производителей, не говоря уж о сопутствующих социальных издержках и общей деградации человеческого капитала.
Ну а главное — если человеку надоедает потреблять, он сначала может немного поваляться в депрессии, но потом обязательно начнет созидать. Это неизменный закон человеческой природы. И, надеюсь, мы еще не настолько круты, чтобы своим поведением его опровергнуть.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции