Просить не запрещено
Дина ответила невозмутимо: «Ну и что? Это же не запрещено. Наверное…».
Через пару дней после этого разговора я делала маникюр у любимого мастера Назили. И что бы вы думали? Азербайджанка Назиля тоже собиралась съездить к мощам Матроны в Покровский монастырь, что на Таганке. В компании с коллегами – тоже далеко не православными дамами. У Назили в этом году двое детей ЕГЭ сдают, а другим – кому про семью надо попросить, кому что-то по здоровью. Я удивилась и на этот раз. И снова увидела недоумение в глазах собеседницы: «А что в этом такого? Ведь не запрещено же».
Я задумалась. Полезла в Сеть. И оказалось, что вопрос «Можно ли мусульманам ходить к Матроне» - один из самых популярных в поисковиках. То есть, народ не только стремиться попасть, но и желает знать.
Общий смысл ответов на этот вопрос - от священнослужителей и «продвинутых» пользователей - сводится к следующему: действительно, к Матроне ездить не запрещено. Но есть ли в этом смысл, если вы принадлежите к другой конфессии и не можете полностью осознать и принять эту благодать? Ну и, конечно, есть все-таки тут некоторое противоречие. Православная святыня понятна и близка тем, кто вырос и живет в этих традициях. К тому же, много ли найдется христиан, целенаправленно посещавших Мекку? Наверное, нет.
Однако в связи с этой историей, вспомнился мне один случай. В далекой Черногории, в городе Котор, есть маленький православный храм. В нем хранятся мощи святого Луки. А служит там улыбчивый священник, имени которого я не успела узнать. Как только к нему в храм заходят люди, он проводит их к мощам, поет над ними акафист, благословляет пришедших. А еще говорит – вон, пройдите посмотрите, какие у нас в притворе иконы. И никого никогда не спрашивает, православный он или католик, иудей или мусульманин. Раз человек пришел – значит, так надо. Значит, ему, как минимум, интересно. А интерес – он заслуживает уважения.
К мощам святой Матроны люди идут постоянно. Просят о самом важном – о мире в доме, о прибавлении в семействе. Посетителей очень много, и все они разные. Почему-то мне кажется, что на небесах не особо разбираются, «свой» или «чужой» пришел. Ведь, как говорят Назиля и Дина, «не запрещено же», в конце концов.
Думаю, что эти люди в нашей многоконфессиональной стране – не обязательно воцерковленные, но верующие - чувствуют некое общее духовное пространство, которое объединяет последователей всех религий. Быть может, у каждого свой путь к Богу, но ведь общий смысл – в итоге примерно одинаковый. Не предавай, не лги, не желай и не делай зла ближнему своему. В конце концов, просить ведь тоже не запрещено.
Кому надо, тот услышит.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции