Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Начало галереи

Развлечения
Татьяна Юденкова
Татьяна Юденкова / Фото: Из личного архива автора
Каждый год накануне 22 мая я даю интервью возле небольшой и не очень приметной картины, висящей в нашей галерее...

Контрабандисты тайком, на лодках, переправляют через границу товар. Их заметила пограничная стража. Завязался бой... Работа Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», купленная Павлом Михайловичем Третьяковым 158 лет назад, - положила начало знаменитой коллекции. С момента этой покупки отсчитывает свои дни рождения Третьяковская галерея.
Журналисты часто интересуются, как можно оценивать первый выбор Третьякова. Был ли он удачным или неудачным? Начался с шедевра или же нет? 

Павел Михайлович отдал за картину немало: четыреста рублей. По тем временам это была очень приличная сумма. Например Левитану за его «Осенний день в Сокольниках» Третьяков заплатил только сто рублей. Но сегодня мы прекрасно понимаем, что цена - не отражает настоящую ценность работы. К тому же критерии оценки в те времена были своеобразными. Кто-то полотна художников оценивал по количеству фигур, кто-то по художественному исполнению, а кто-то - исключительно по размеру полотна...

Почему Третьяков купил именно это полотно? Наверное, на нем изображено то, что было понятно московскому купцу, постоянно сталкивающемуся с проблемой перевозки товаров за границу и с таможенным законодательством...


Молодой московский купец, не имевший специального о образования, покупал первые работы очень осторожно. Выбирал только то, что было признано критикой, художниками, современниками, коллекционерами-любителями. От слабых работ впоследствии избавлялся. И в этом смысле, покупая свою первую картину, - не прогадал. «Стычку с контрабандистами» написал художник, получивший академическое образование в главном художественном центре России - Императорской Академии Художеств и признанный за свое мастерство в профессиональной среде академиком живописи.

Конечно, «Стычку с финляндскими контрабандистами» нельзя сравнивать ни с работами Левитана, ни Ге, ни Сурикова, ни Репина... Эта работа очевидно не относится к разряду шедевров...

Но мы должны понимать, что сам Третьяков не планировал составить галерею из одних шедевров. Да и что такое шедевр?

Когда Павел Михайлович покупал картину Николая Ге «Что есть истина» и работу Василия Сурикова «Боярыня Морозова» - его не поняло большинство критиков. Эти произведения современники ругали за грязную живопись. И уж никто не мог помыслить, что они станут настоящими жемчужинами галереи. Обратная ситуация произошла с полотном Решетникова «Опять двойка». Признанный шедевр советских времен таковым уже не считается сегодняшними критиками и историками искусства...

Время - главный судья при оценке произведений искусства -говорил Третьяков. И он был прав. Если работа выдерживает испытание временем - она входит в большую историю искусства.

Уже в зрелые годы Третьяков сам определял свой выбор и формировал состав галереи национального искусства согласно своему эстетическому взгляду.

В день 158-летия галереи мы не планируем особенных мероприятий. Но нам бы очень хотелось, чтобы сегодня, в день рождения галереи, мы вспомнили не только Павла Михайловича Третьякова, но и его брата Сергея Михайловича, которому в 2014 году исполнилось 180 лет.

Сергей Михайлович был коллекционером, как и старший брат, но, в отличие от Павла Михайловича, собирал не русскую, а европейскую живопись. Коллекцию Сергея Третьякова можно увидеть в отделе западноевропейской живописи в ГМИИ имени Пушкина. Но мало кто знает, что работы Коро, Делакруа, Милле, Добиньи, Курбе - и многие другие - были завещаны Москве и до 1920 годов украшали нашу галерею.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.