Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Все в класс!

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения
Валентина Львова
Валентина Львова / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
Как странно мы относимся к слову «классика». В советские времена, стараниями средних школ и загадочных и заведомо пугающих организаций под названием «Районо» или «Гороно», классикой считалось скучное.

Список обязательных произведений, вручаемый к лету – вот она, классика. И энтузиазма список не вызывал. Были, конечно, маньяки, которым просто нравилось читать, но даже в условиях отсутствия большого количества телеканалов, компьютерных гаджетов и телефонов маньяки казались белыми воронами.

По себе знаю. Чтение по доброй воле классических произведений считалось чуть ли не элементом эпатажа. Разговор о мотивах поведения Катерины из «Грозы» на перемене не был возможен, а трактовка образа Катерины без упоминания «луча света в темном царстве» являлась невероятной и в классе. Обсудить героиню Островского как неверную жену, поругавшуюся со свекровью? О, нет!

«Классический» = «образцовый», шаг вправо или шаг влево – и иди, зубри лишний стих Горация в гимназии или статью в учебнике с цитатами из неистового Белинского или сурового Добролюбова. В случае с Катериной все было четко: есть утвержденный сверху взгляд на произведение. А что делать, если утвержденного взгляда нет? Просто читать и пытаться понять? Без шпаргалки, где написано, что хотел сказать Пушкин или Лермонтов, образ какого человека кто из них вывел?.. Страшно, аж жуть.

И вот – милая картина. Два главных телеканала страны перед школьным каникулами, к лету, дружно обратили свой взор к классике и предложили зрителю сериалы. Конечно, само слово «классика» может здесь употребляться лишь условно. Ни «Бесы» Достоевского («Россия 1»), ни произведения Куприна («Первый канал») не входили в тот затасканный благодаря системе образования шорт-лист, в котором все мотивы персонажей известны, все цитаты на слуху, а цепочки «паровоз-Каренина» или «Ленский-дуэль» не требуют специального пояснения.

И там, и там нет эталона прочтения, нет устоявшихся представлений о внешности героев. Публика оказывается перед открытием, приятным или неприятным. Она сидит в аудитории, где лектор может сплясать на столе внезапно, а потом сказать, что так и было задумано. И это, как ни странно, хорошо.

Естественно, сейчас уже можно пообсуждать, где Владимир Хотиненко в «Бесах» пошел против буквы Достоевского (и ведь пошел!) Но круг этого обсуждения будет узким. Можно и Куприна на Первом канале встречать, размахивая портретом писателя в одной руке и фотографией Пореченкова – в другой. Найдите, мол, десять отличий. Это веселее, но тоже глуповато.

Прелесть же ситуации в том, что большинство оказывается сейчас перед двумя полотнами, про которые еще не сложилось общественное мнение. Мы – как те люди в доинтернетную эру, решаем сами, нравится нам или нет. Хорошо это или плохо. Как решали когда-то современники Куприна или Достоевского, платить ли за книги данных авторов. Концовка будто бы и нам неизвестна, и в этом жизнь произведения. Не будем же цепляться к слову «классика». Ведь классическое образование подразумевает изучение уже мертвых языков.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.