Волшебная дверь
Надо только найти эту дверь. Открыть ее — и тут же все внешнее исчезнет. Будет лишь запах свежескошенных трав и аромат цветов, радостные лица, детские голоса, чудесное пение, неземная красота убранства… И вот такие оазисы до мельчайших деталей окажутся неотличимы друг от друга — в Москве, Нью-Йорке, Лондоне или Сиднее.
Так бывает в День Святой Троицы, которую совершенно одинаково празднуют в русских православных храмах всего мира. Мне приходилось бывать во многих зарубежных приходах нашей Церкви и убеждаться, как тщательно соблюдают там все особенности праздничных богослужений и народные традиции, сопровождающие празднества.
Даже в Австралии, где в сравнении с нами почти все наоборот — от времен года до поры цветения растений, потомки выходцев из России умудряются сохранить праздник именно таким, каким он был у предков и как отмечается на исторической родине сейчас. И травы, и цветы там в этот день точно такие же.
Конечно, тексты праздничных песнопений и молитв, порядок богослужений, зеленый цвет облачений священнослужителей на Троицу одинаковы везде согласно церковному уставу. Но обычай украшать храмы душистой зеленью, березовыми ветвями и цветами нигде в церковных правилах не прописан. Однако соблюдается он неукоснительно и в маленькой сельской церквушке, и в столичном соборе, и в зарубежном храме.
Это потому, что Троица — праздник насколько церковный, настолько и народный. Он удивительно созвучен радостному ощущению чуда, которое всегда присуще русской душе, русскому фольклору. Волшебная дверь, за которой — праздник и счастье, была не только в сказках, но и в той горнице, где собрались ученики Христа на 50-й день после Пасхи. Именно тогда случилось событие, ставшее Днем Святой Троицы. Как рассказывает об этом апостол Лука, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Это было чудо, которое почувствовали на себе не только сами апостолы, но и множество людей, находившихся в тот день в Иерусалиме.
«Когда сделался этот шум, — продолжает свой рассказ Лука, — собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый свое наречие, в котором родились?» Никто не понимал, что произошло. У всех на глазах в двери горницы вошли самые обыкновенные люди, среди которых были и не очень грамотные, не очень речистые, и простые рыбаки, и сборщики налогов, а вышли искусные ораторы, много знающие и говорящие на разных языках.
Впрочем, известный богослов митрополит Иларион (Алфеев) как-то заметил, что еще неизвестно, говорили ли они на разных языках или люди слышали их говорящими на своих языках. То есть дар, полученный ими, мог быть таким, что давал возможность людям разных национальностей понимать их без всякого перевода.
Так или иначе, это было очевидное чудо. Сошедший на апостолов Святой Дух преобразил их. И ораторские, языковые способности тут вовсе не самое главное. Они неизмеримо выросли как личности, обрели необычайную внутреннюю свободу, стали отважными, решительными, самоотверженными.
Преображение человека — чудо, которое происходило не только с апостолами, и доступно оно не только им. Огромное количество людей в этом убеждались и продолжают убеждаться. Стать добрее и сильнее, научиться прощать и любить, отказаться от того, что портит жизнь. Такое всегда возможно. Как пробуждаются, оживают трава, цветы, деревья, так и душа человека способна к чуду преображения. За этим люди идут в храм.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции