Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Подвиг как образ жизни

Общество
Подвиг как образ жизни
Basic CMYK / Фото: Вечерняя Москва
В сознании современного человека подвиг — это поступок, некое выходящее из ряда вон волевое действие человека, которое он оказывается способным совершить. А еще не так давно понимание подвига в сознании людей было иным.

К этому слову в разговоре добавляли глаголы «совершать» или «нести». Подвиг воспринимался как некий особый образ жизни, направленный вне себя, посвященный служению высшим идеалам, евангельским ценностям. Подвижниками в народе называли людей самых разных, но в первую очередь, конечно, выдающихся монахов, святых, служивших примером для подражания и источником мудрости. В наш век это может показаться странным: чему люди, спрятавшиеся от мирской жизни за монастырскими стенами, проводящие дни и ночи за молитвой, могут научить князей, воинов, матерей, строителей? Да, подвигу невозможно научить, передать как некое абстрактное знание. Но его можно показать. И вдохновить им.

После смерти родителей юный Варфоломей (так в миру звали преподобного Сергия) по ранее принятому решению отправился в монастырь. В Хотьково-Покровской обители, где уже в то время подвизался его брат Стефан, юноша пробыл всего год. Затем они с братом отправились в глухой лес, чтобы стать пустынножителями. На холме Маковец у берега реки Кончуры братья построили небольшую деревянную церковь Святой Троицы. Однако Стефан не смог выдержать суровой отшельнической жизни, перебороть страха соседства с диким лесным зверьем, уехал в московский монастырь, и Варфоломей остался один. Ему было всего 23 года. И это был переломный момент в жизни юного пустынника. В том же лесу он принял монашеский постриг от некоего игумена Митрофана и, став иноком Сергием, остался в своей пустыни в полном одиночестве, посвятив себя молитве Богу.

Уже через два года рядом с ним появились первые ученики. Потом они разойдутся из этого глухого леса по всей измученной войнами и междоусобицами русской земле, собирая ее воедино новыми монастырскими обителями, в которых уже молились не о рязанской или тверской земле, а о единой Руси с единым духовным и государственным центром в Москве. Людей привлекали самозабвенность, доброта, жизненная энергия, мудрость и сила Сергия. Откуда это взялось у молодого отшельника? Тем же вопросом задаются и светские ученые, занимающиеся изучением Библии: как в уме апостолов Христа, простых рыбаков, зародилось уникальное, ни на что не похожее учение, изменившее весь западный мир? Это вопрос веры, на который каждому из нас нужно дать ответ себе самому, самостоятельно. Но трудно это сделать раз и навсегда.

В этом и заключается вся сложность человеческой жизни — нельзя достичь какого-то «уровня» и остаться на нем раз и навсегда. Уходят и приходят настроения, влюбленности, болезни, заставляя нас изменять себе, выбранным ориентирам. Намного легче сделать однажды отчаянный и красивый рывок, чем заставлять себя поступать по-божески ежедневно. И в этом на помощь людям приходят подвижники. Наверное, Сергий — первый из таковых для нашего народа. Потому уже семь столетий течет к нему людская река — за помощью и советом, вразумлением и поддержкой. И потому 700-летие Сергия Радонежского — праздник для всей нашей земли, за которую он радел всю жизнь. И которую не оставляет и ныне.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты