Пища наша
Бог даст, доживём до того времени, когда выбирая, скажем, молоко у торгового прилавка с помощью айфона, или как он там будет называться, сможем безупречно определить, где коровка паслась, когда и где её подоили, а также увидим реальный срок хранения этого молочка и соответствует ли оно нормам и техническим регламентам.
Вы когда продукты покупаете, этикетки читаете? Я редко. В лучшем случае обращаю внимание на сроки хранения. Да и что там вычитаешь? Что минтай произведён где-то в Калужской области, когда школьнику понятно, что ловят эту рыбу за десять тысяч километров отсюда.
А вы просили когда-нибудь продавца показать товарно-сопроводительную документацию, которая сопровождает, например, колбасу, мясо, сыр, то же молоко? И не просите. В этих бумажках вы всё равно не разберётесь. В них такое понаписано, что у школьника пропадёт охота дальше учиться.
Мало того, что в них, как говорится, без стакана не разберёшься, они ещё и стоят безумных денег для производителей. По оценкам Россельхознадзора, только издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оформлением ветеринарных сопроводительных документов, необходимых для легального оборота продукции животного происхождения, составляют около 9 млрд рублей ежегодно. Естественно, эти сумасшедшие суммы ложатся непосредственно в стоимость той же колбасы, мяса, сыра, того же молока, вообще всех продуктов питания, которые мы оплачиваем из собственных кошельков.
Нам же что важно понимать? Что продукты свежие и безопасные.
Правительство и предлагает за пять лет до 2020 года сократить издержки на оформление этих бумажек, которые, пожалуй, никому не понятны и никому не интересны. Предполагается, что реализация Концепции позволит упростить государственный контроль и сделать информацию о безопасности пищевой продукции доступной для конечных потребителей. То есть для нас с вами. А бизнесу станет комфортнее работать.
Утверждённый Медведевым документ сейчас попадёт в «плотные слои атмосферы», там, где даже из самой прекрасной идеи могут выдавить все соки. Можно только вообразить, сколько чиновников кормится на обороте этих документов, на взаимодействии контрагентов при обороте пищевой продукции, на завышении сроков оформления этих бумажек, сколько чиновников из разных ведомств дублируют друг друга. А сколько подложных документов используется! И при всей этой затратной и непрозрачной махине мы то и дело сталкиваемся у полок продуктовых магазинов с небезопасной пищевой продукцией.
Бог даст, доживём до того времени, когда, выбирая тот же минтай в рыбном отделе с помощью айфона, или как он там будет называться, сможем безупречно определить, где рыбу выловили, заморозили, когда и на каком предприятии из неё сделали филе, долго ли и в каких условиях рыбу хранили, перевозили и можно ли спокойно, а ещё лучше с аппетитом съесть эти зажаренные на подсолнечном масле кубики. С такой же понятной и аппетитной картошкой, например.
Ждать осталось недолго, повторю, до 2020 года. Если, оговорюсь, утверждённый Медведевым документ преодолеет «плотные слои чиновничьей атмосферы».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции