Пророк Илья
Годы его жизни традиционно относят к первой половине 9 века до Рождества Христова. Имя «Илия» переводится как «Бог мой Господь», что прямо отражает главный смысл пророческого служения – ревностную борьбу за поклонение Богу, столь актуальному в те времена в контексте отпадения Израильского народа от Богопочитания. Личность и религиозная деятельность этого пророка сделали его одним из наиболее почитаемых ветхозаветных пророков, по духу и служению связующего Ветхий и Новый Заветы. О пророческом служении Илии мы узнаем из Третьей и Четвёртой книг Царств, входящих в число канонических книг Ветхого Завета.
Святой пророк родился в городе Фесва в «Заиордании» (3 Цар 17. 1). Его внешность была определенно аскетической: он носил волосяную одежду с кожаным поясом (4 Цар 1. 8). Волею Божией его служение проходило в древнем Израиле во времена правления царей Ахава и Охозии (9 в.д. Р.Х.). Начало служения Илии совпало с отступлением первого из упомянутых царей от веры в единого Бога, карой за которое стала жестокая трехлетняя засуха (3 Цар 17. 1).
Связанные с этим обстоятельством царские гонения были причиной бегства Пророка к «потоку» Хораф, находившегося к востоку от Иордана. Из-за пересыхания этого источника он вынужден был переселиться в финикийскую Сарепту. Здесь Пророк явил силу своей молитвы, совершив два чуда: пополнения запасов муки и масла у вдовы, в доме которой он жил, и воскрешения её сына. Воскрешение сына столь изумило вдову, что она уверовала в пророческое служение Илии (3 Цар 17. 24). Следующим чудом, сотворенным Богом по молитве Своего пророка, стала победа Илии в состязании со жрецами культа Ваала, когда Господь низвел с неба огонь, попаливший жертву Илии, а не жрецов.
При этом огонь был такой силы, что уничтожил не только жертвенного тельца и камни жертвенника, но и окружавший его ров с водой (3 Цар 18. 36-38). При виде этого народ исповедал Бога Илии истинным Богом. Такая перемена веры Израильского народа вызвала гнев царицы Иезавели, вследствие чего Илия вынужден был скрыться в Вирсавийской пустыне. Отсюда он отправился на место религиозного паломничества израильтян - гору Синай. В пути Илия провел сорок дней, при этом в течение этого периода он питался только пищей, принесенной Ангелом Божиим. На Синае, где ранее другому пророку, Моисею, были даны скрижали закона, Бог явился Илии в «веянии тихого ветра». Господь призвал Своего пророка вернуться обратно и помазать на царство двух новых царей и «пророка вместо себя» (3 Цар 19. 15-16). Как истинный богопоклонник Илия исполнил все повеления Божии.
Отступление израильтян от Истинного Бога не завершилось описанными событиями. Сын царя Охозия в болезни обратился к божеству Вельзевулу. Узнав об этом, Илия предсказал царскому наследнику смерть как наказание Божие. Согласно Священному Писанию, в ответ на это, Охозия, дважды посылал арестовать Илию, однако воины погибали от небесного огня. Илия лично пришел к Охозии, предсказал ему близкую и скорую кончину, что вскоре и исполнилось (4 Цар 1. 9-17).
Завершение земного поприща пророка Илии связано с Его вознесением на Небо в огненной колеснице (4 Цар 2. 1-11).
Этому также сопутствовали чудесные события. По пути на место своего вознесения пророк Божий ударил по глади реки одеждой, после чего вода реки расступилась. Ученик Илии, Елисей, сподобился лицезрения вида огненной колесницы, которая унесла учителя-пророка, подобрал упавшую с Илии одежду, приняв пророческий дар (4 Цар 2. 12-15). Как видно, унаследовав через преемственность служения пророческий дар самого Моисея, Илия передал его Елисею. Образы этих пророков весьма схожи бескомпромиссностью борьбы за истинную веру, что получило новое осмысление в Христианских источниках.
Упоминания о пророке Илии неоднократно возникают в Новом Завете. Сам Христос упоминает о явлении Илии перед приходом Мессии (Мк 9. 13). Фарисеи и священники вопрошают Иоанна Предтечу, не он ли есть Илия (Ин 1. 21, 25). В Евангелии от Луки ангел возвещает отцу Иоанна Захарии, что его сын будет обладать «духом и силой Илии». Наконец, пророк Илия является вместе с Моисеем во время преображения Христова на Фаворе (Мк 9. 2-7; Мф 17. 3-5 и Лк 9. 30-31).
Образ жизни пророка спустя века рассматривался Святыми отцами как пример аскетизма, поста, бескомпромиссной борьбы за чистоту веры, прообраз жизни монахов и отшельников.
Древнейшие места почитания пророка связаны с его биографией: горы Хорив, Фавор, пещера Пророка в монастыре Хозива, долина Харрар на восточном берегу Иордана, где Илия вознесся на Небо.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции