Успенский пост
Принято считать, что Успенский не так строг, как Великий, но аскетичнее Рождественского и Петровского постов. Церковный устав предписывает сейчас так же, как и Великим постом исключить из трапезы продукты животного происхождения; исключение составляет рыба на праздник Преображения Христова.
В монастырской практике разрешается по понедельникам, средам и пятницам сухоядение; по вторникам и четвергам — варёная пища без масла; по субботам и воскресениям - растительное масло и вино. Смысл подобного разграничения в питании сводится к следующему.
Самый строгий пост — сухоядение. Далее пост ослабляется в следующем порядке: вареная пища, масло, вино, рыба.
На праздник Успения Божией Матери, если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, в другие дни недели – полное разговение. Пост начнется с праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, в этот день совершается освящение мёда нового урожая (в России этот праздник получил название «Медовый Спас»).
Одно из первых упоминаний об этом посте относится к середине V века. Его каноническое установление связывается с Константинопольским церковным собором 1166 года, на котором было принято решение о соблюдении Богородичного поста с 1 по 15 августа (по старому стилю).
Читателям будет интересно узнать, что в дореволюционной России во время Успенского поста запрещали публичные увеселительные мероприятия.
Напомним, что во время поста важно не только телесное воздержание, но и духовное. Церковь учит, что пост кардинально отличается от вегетарианства и диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа. Верующие стремятся, по слову Божию, с помощью поста и молитвы очистить душу от греха. Подтверждением этому может послужить рассказ о старце-монахе в одном из древних житий святых.
Старец по причине старческого заболевания по совету врачей вынужден был есть мясо. Его брат, видя это, впал в осуждение, полагая, что лучше бы старец умер, чем нарушил монашескую традицию. И вот он услышал глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо».
Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте – по своим душевным качествам старец уподобился Христу, а пища не повредила духовной жизни монаха. То есть цель поста в воздержании от греха, отказ же от скоромной пищи — лишь средство для спасения души.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции