Успение Божией матери
«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Православная Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертью сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Именно поэтому Успение Пресвятой Богородицы – повод для великого праздника. Несмотря на то, что событие любой кончины традиционно окрашено печалью, окончание жизненного пути Предстательницы за род человеческий воспринимается христианами с радостью о соединении Пречистой Марии с Божественным Сыном.
Священной Писание не многословно в отношении земной жизни Пресвятой Богородицы: о Её жизни после Крестной смерти и Воскресения Христа рассказывает церковное предание. По слову Спасителя, обращенного Им с Креста к апостолу Иоанну Богослову, он «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. После этого Богородица находилась с апостолами; в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.
Известно, что Она посещала Кипр (где бывала у праведного Лазаря), Афонскую гору, места Святой земли, связанные с важнейшими Евангельскими событиями: Вифлеем, Голгофу, Гроб Господень, Гефсиманию, Елеонскую гору. Незадолго до кончины Царицы Небесной Ей явился Архангел Гавриил, возвестивший о скорой кончине. Извещенные о грядущем событии Апостолы вскоре собрались в Иерусалиме. Когда они находились в доме Богородицы, «воссиял свет несказанный, помрачивший светильники» и в этот момент со множеством ангелов явился Христос, в руки которого при ангельском пении Его Пречистая Матерь предала Свою душу.
Промыслом Божиим, Апостол Фома не успел прибыть в Иерусалим ко дню погребения Божией Матери. Когда Апостолы вошли в пещеру, где Она была погребена, то увидели только погребальные пелены, тела Богоматери там не оказалось.
Святитель Филарет Московский, говоря об обстоятельствах кончины и погребения Царицы Небесной, говорит о совершенном утешении Апостолов «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни».
Достоверно известно о совершении в этот день праздничного Богослужения с VI века, когда византийский император Маврикий указал праздновать Успение Божией Матери. В Западной Церкви история этого праздника начинается с V столетия при папе Геласии I.
С VIII века праздник установился во всей Христианской Церкви. Богослужение этого дня содержит «Чин погребения Божией Матери» - чинопоследования, содержащего особые торжественные песнопения. Эта служба, согласно московской практике, совершается в сам праздник или на следующий день.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции