Первый советский блокбастер
Столь масштабной и необычной рекламной кампании Москва не знала - примерно за полгода до премьеры в "Кино-Газете" публиковалось интригующее объявление, содержавшее только эти три слова. Позже к ним был добавлен текст: "С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы…". Дело в том, что на протяжении трёх лет режиссёр Яков Протазанов работал во Франции и Германии, где и научился многим приёмам раскрутки своих фильмов. Заручившись поддержкой "нэпманской" фирмы "Межрабпом-Русь", руководители которой делали ставку на экспортный боевик, режиссёр приступил к созданию своего opus magnum.
С оригинальным романом Алексея Толстого Протазанов обошёлся вольно: на смену бледной Луне пришёл красный Марс, а к действующим персонажам добавились коммунисты. Инженер Лось изобретает корабль для межпланетных путешествий и вместе с красноармейцем Гусевым отправляется на Марс. Наблюдая за преступным ущемлением прав трудящихся, последний пробирается в рабочий квартал и устраивает там беспорядки, перерастающие в восстание. Инопланетный пролетариат готовиться праздновать победу, но королева Аэлита приказывает войскам стрелять в рабочих. Шокированный Лось убивает её и просыпается. Увиденное во сне приводит его к тому, что он сжигает чертежи корабля. Мораль проста - на Земле слишком много важных дел и о Марсе мечтать незачем.
[OBJ "Аэлита" (1924)]
Премьера картины прошла 25 сентября в столичном кинотеатре "Арс". В течение 10 недель в зале было не протолкнуться, однако критики были настроены куда менее дружелюбно. Представленный публике как "сенсационный" - с необычным сюжетом, большим числом действующих лиц и популярными актёрами, 98-й фильм Протазанова с треском провалился. Режиссёра упрекали в эклектике и сумбурности, а одна из первых рецензий гласила: "Гора родила мышь". Действительно, жанр фильма и его структура были непосильно сложными для кинематографа того времени. Вскоре к нему начали относиться как к неудачному коммерческому эксперименту.
Только теперь, оглядываясь назад, мы наконец-то можем оценить фильм по достоинству. Съёмки Кремля с крыши первоначального Храма Христа Спасителя, Красная площадь без Мавзолея Ленина и с памятником Минину и Пожарскому в центре, маршал Будённый на военном параде, удивительные костюмы художницы Александры Экстер… Со временем "Аэлита" стала похожа на киноучебник истории начала XX века - со всеми его страхами и надеждами. Выдающийся учёный-конструктор Борис Черток заявлял, что именно просмотр "Аэлиты" привёл его к увлечению радиотехникой, открыв путь в авиацию, а затем и в космическую промышленность. В 1927 году Владимир Маяковский говорил: "Кинематографа не было, а Протазанов уже был!".
В переводе с вымышленного марсианского языка имя Аэлита означает "видимый в последний раз свет звезды". Судя по всему, именно этот свет и увидел Протазанов. Год спустя Сергей Эйзенштейн снял своего революционного "Броненосца Потёмкина", но это была уже совсем другая история...
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции