Митрополит-исповедник
Жизненный путь владыки Агафангела, в крещении Александра, начинался в середине ХIХ столетия традиционно для сына провинциального священника. В семнадцать лет он поступил в Тульскую семинарию, по результатам обучения в которой его рекомендовали к поступлению в Московскую духовную академию.
Искренне желая в юности служения в священном сане, двадцатисемилетний кандидат богословия в 1881 году выбрал путь педагога, преподавая в разные годы в Раненбургском и Скопинском духовных училищах. Кончина супруги и новорожденного ребёнка вернули молодого богослова к служению у Престола. 7 марта 1885 года с именем Агафангел он принял монашество, а через три дня стал священником. Его служение проходило в Томской и Иркутской епархиях.
Здесь же, на сибирской земле, в 1889 году он был хиротонисан в викарного епископа Иркутской епархии, а спустя четыре года назначен на Тобольско-Сибирскую кафедру. В следующие два десятка лет своего архиерейства он возглавлял несколько епархий: Рижскую (1897-1910), Виленскую (1910-1913), с 22 декабря 1913 года - Ярославско-Ростовскую кафедру. Именно в ярославской епархии Владыке предстояло явить себя как столпа Христовой веры. Религиозный опыт и церковный авторитет выдвинули будущего исповедника в членство восстановившего в России патриаршество Поместного собора 1917-1918 гг., а с марта 1918 – Высшего Церковного Совета. В 1922 году после ареста святителя Тихона владыка Агафангел принял должность заместителя патриарха.
Владыка и Церковь входили в период обновленческого раскола. В эти годы, когда Патриарх фактически не имел возможности управления церковным «кораблем», вся полнота ответственности за церковный мир легла на плечи владыки Агафангела. Отстаивание правды канонического патриаршего управления требовало мобилизации всех верных святителю Тихону слоев общества и в том числе его заместителя.
Такая позиция стоила владыке начала преследования безбожными властями. В конце этого же года владыка-заместитель встал на путь исповедничества, в ноябре ему был объявлен приговор: ссылка на 3 года в Нарымский край. В завещании святителя Тихона указывалось, что после смерти Патриарха права и обязанности первосвятителя передавались последвательно ряду высших архиереев, в том числе и митрополиту Агафангелу. В 1926 году, владыка, спровоцированный ВЧК, вынужден был выпустить обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Церкви, в котором объявлял о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя.
Обращение имело неоднозначную реакцию епископов и паствы, вызвав разобщение и в управляемой митрополитом Агафангелом ярославской епархии. Видя столь нежелательный эффект своего обращения, владыка отказался от декларированного Местоблюстительства. Перипетии церковной и гражданской борьбы подорвали слабое здоровье престарелого митрополита города Ярославля. Предчувствуя кончину, митрополит испросил у верных Церкви собратьев-архиереев прощения и церковного мира. 2 октября 1928 года владыка соборовался. При совершении таинства он произнес глубокие, исполненные Евангельскими истинами слова: «… у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв … если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться (за вас. – С.З.).
Владыка Агафангел скончался 16 октября 1928 года, был погребен в склепе под храмом святителя Леонтия Ростовского в Ярославле. В 2000 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Ярославского Агафангела к лику святых. Обретенные в 1998 году мощи святителя-исповедника Агафангела находятся в Казанском соборе Казанского монастыря города Ярославля.
Его память совершается также 3 октября (преставление), в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Ростово-Ярославских и эстонских святых.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции