Собор Небесных Сил
Праздник установлен еще в древности, в начале IV века, на Лаодикийском поместном Соборе.
Согласно православному преданию, ангельский мир состоит из трех общностей: 1) «серафимов», «херувимов», «престолов»; 2) «господств», «сил», «властей»; 3) «начал», «архангелов» и «ангелов». Известно о нескольких личных именах архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иеремиил, Иегудиил и Варахиил. Имена небесной иерархии символичны. Они обозначают свойства ангельской «деятельности». Так, серафимы обладают пламенной любовью к Богу и несут светоносную силу, способную просвещать мрак греха и понуждать к ревности о Боге. Херувимы, исполняя Божественные повеления, являются «таинственной колесницей» Творца, на которой, по свидетельству Священного Писания, «восседает» Сам Бог (1 Цар. 4, 4; 2 Цар. 6, 2; Иез. 1, 4-26).
Престолы отличаются неизменностью восприятия Божественного света, посвящая себя Божественному же озарению. Господства постоянны в своей свободе, не подвержены никаким тираническим влечениям и всегда устремлены к «Господу господствующих». Силы - носители образа Божия, им свойственно передавать дары Божественной силы тварным существам. Могущество властей через полученное от Бога силу «устрояют премирное духовное владычество» и символически являют образ и пример служения подлинной власти, выражающейся не в господстве, а в любви. Имя начал происходит от Безначального Начала, Творца всех, и способности выражать Господа в начальствующих силах.
Ангельская сущность, по преподобному Иоанну Дамаскину, «известна одному только Создателю (Ред. – С.З.)». То есть их природа является духовной - ни в коей мере не физической (Мф. 22, 30). Священное Писание, отступая от сути их природы, постоянно подчеркивает ангельскую миссию, указывая не природу их существа, а род их служения. По апостолу Павлу, Ангелы - «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14).
Они продолжают под предводительством архангела Михаила духовную брань, ведущуюся от начала времен против сатаны (Откр. 12, 7-9), а в конце времен будут со Христом во время Его Второго пришествия (Мф. 16). При этом между земным и небесным мирами существует глубокая молитвенная связь: Ангелы служат Богу (Откр. 4, 6-8) и на земле, участвуя в церковном богослужении. В этом служении они являются свободными разумными существами, носящими образ Божий. Не будучи физической, ангельская природа, вместе с тем, ограничена рамками соответствующего служения. Хотя Ангелы превосходят человека «крепостью и силою» (2 Петр. 2, 11), тем не менее, они, как все тварные создания, не могут постичь Божественной сущности (1 Кор. 2, 11).
Иконография ангельского мира «концентрируется» вокруг архангельских образов. На иконах они традиционно изображаются в соответствии с их описанным служением. Так, Михаил - попирая диавола, держит в левой руке финиковую ветвь, а в правой - пламенный меч или копье с белой крестовой хоругвью. Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве или с фонарем в правой руке и зеркалом - в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию (действующее лицо одноименной книги Ветхого Завета).
На изображении Уриила – Архангел с обнаженным мечом в поднятой правой руке, а в левой - "пламень огненный". Селафиил предстает в молитвенном положении со сложенными на груди руками. Иегудиил держит в правой руке золотой венец, в левой - бич из красных (или черных) ветвей. Варахиил – в облачении со множеством розовых цветов. Иеремиил изображается с весами.
Церковь прославляет Ангелов и в другие дни богослужебного года: 8 апреля (Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), 26 июля (собор Архангела Гавриила), 19 сентября (чудо Архангела Михаила в Хонех).
В пятницу престольные праздники в одноименных церквях Кремля, Тропарево, Куркино, Переделкино, на Девичьем поле и других храмах, посвященных Небесным Силам.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции