Загадка белого генерала
Памятник открывается в тот момент, когда для понимания логики истории победы Скобелева полезно осмыслить заново.
Генерал Скобелев прожил всего 38 лет. Поэтому перечень его викторий не слишком долог. Зато какие это победы! Присоединение к империи Средней Азии, покорение веками независимых ханств Востока. А также разгром войск Османской империи с легендарными сражениями под Плевной и Шипкой, когда «белый генерал» только из-за интриг Запада не вошел в Константинополь.
Популярность генерала была огромной, ходили слухи, что Скобелев по соглашению с «нигилистами» должен арестовать Александра III, вступившего на престол после убийства Александра II. Вроде как повторение восстания декабристов…
Генерал вел отнюдь не аскетичную жизнь и в шумных компаниях говорил о кризисе дома Романовых. Добившись аудиенции у царя, генерал сумел вернуть его расположение. По убеждениям Скобелев был славянофилом и предостерегал от доверия Германии, которая строила антироссийскую политику на Балканах. Не надо думать, что славянофильство превращало Скобелева в дремучего лапотника. Генерал знал 8 языков, по-французски говорил свободно, наизусть читал Бальзака и Шелли, Шеридана и Байрона.
Но генерал Скобелев нарушил завет Суворова о том, что военному не следует лезть в политику. Он критиковал Запад за интриги за спиной России, которые лишили нас полнокровной победы в войне. Критика касалась и власти, которая пошла на поводу у Запада. Ореол опального победителя окружал генерала до самой смерти. Тем более что умер он при загадочных обстоятельствах в Москве в номере куртизанки германского происхождения. Загадка смерти «белого генерала» волнует мастеров детективного жанра, достаточно вспомнить романы Пикуля и Акунина.
Великий знаток человеческой природы Достоевский в тот момент, когда Россия ликовала по поводу освобождения Болгарии, писал в дневнике, что южные славяне призывают Россию, пока она им нужна для освобождения, но тут же начинают клеветать и сплетничать, говорить о северных варварах и заискивать перед Европой. Достоевский считал, что надежнее иметь дело с турками.
Через три десятилетия после Шипки переполненная благодарностью Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии против России. И во Вторую мировую Болгария вступила, когда немцы подошли к Москве…
За приобретениями России в Средней Азии последовали колоссальные расходы в советский период, и, пожалуй, единственным их наследием стало нашествие гастарбайтеров в российские города, без чего трудно поддерживать в порядке коммунальную сферу.
Сомнительность политических акцентов подтверждает кризис дома Романовых, о котором говорил Скобелев. Но если бы не его смерть, именно Скобелев мог бы спасти империю. Во время Русско-японской войны во главе армии наверняка встал бы знаменитый генерал. А вручили армию Алексею Куропаткину, который был у Скобелева начальником штаба. Скобелев хвалил подчиненного за штабные таланты, но предостерегал от командования. Куропаткин сказал царю, что воспринимает назначение, как признание того, что не нашлось лучших кандидатур. Поражение привело к первой русской революции. И пошло-поехало на весь ХХ век…
В Москве уже был памятник генералу Скобелеву. До 1918 года он стоял напротив нынешней мэрии на площади, которая называлась Скобелевской, а потом стала Советской и обзавелась на том же месте памятником князю Юрию Долгорукому.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции