Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

«Броненосец» обязан вернуться

Развлечения
Валентина Львова
Валентина Львова / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»
В пятницу, 5 декабря, умер Геннадий Полока. Ему было 84 года.

В детстве я запомнила его фамилию потому, что именно в связи с ней впервые услышала выражение «положить на полку». И звучало похоже – Полока и полка, что только усугубляло для меня абсурдность выражения. Как это: положить фильм на полку? Зачем? Ведь там же – про революцию! И там же – Высоцкий!

Речь идет, разумеется, об «Интервенции» - картине, которую Геннадий Полока снял в 1968 году. До экранов «Интервенция» добралась только в 1987-м. Двадцать лет яркое, резкое кино прятали от зрителя. В вину ставился «авангардизм» - течение в искусстве, признанное сугубо «буржуазным» и чуждым советскому народу. А уж рассказ «в таком» буффонадном тоне о революции «оскорблял чувства» и «очернял светлое».

[OBJ Фрагмент из фильма «Интервенция»]

Получить такой удар и не сломаться – трудно, почти невозможно. И расплатой за невозможное оказалась карьера в кино почти без кино. Это был не первый удар. За несколько лет до этого Полока снимал фильм в Туркмении, и его тоже закрыли со скандалом. Властям республики не понравилась работа, Полоку обвинили в хищениях, дело дошло до КПЗ. Друзья не бросили его в беде, смогли отстоять, но «Чайка над барханами» по повести Юрия Трифонова так никогда и не было окончена.

А в промежутке между этими двумя ударами вышла на экраны (в 1966-м) «Республика ШКИД». И зрители ходили на нее по пять раз, распевая песню «У кошки четыре ноги»… Фильм был в тройке лидеров проката, был любим, растаскан на цитаты, а режиссер, вчерашний дебютант получил признание коллег и завоевал доверие актеров.

[OBJ Фрагмент из фильма «Республика ШКИД»]

Так и было у Геннадия Полоки всю жизнь: удар, попытка прийти в себя, снова удар. Напоминает цирковой номер с клоуном, которого постоянно одергивает важный и серьезный дядечка во фраке, но потом поворачивается спиной, и рыжий авантюрист опять пускается во все тяжкие. Одна из его пост-перестроечных работ, «Возвращение "Броненосца"», рассказывала про администратора, который мешал Эйзенштейну снимать знаменитого «Потемкина».

Там тоже, как в «Интервенции», было чисто цирковое, карнавальное хулиганство. Все просто: нельзя плакать, нельзя поддаваться чужой воле. Нельзя тратить время в размышлениях, поймет ли «народ», не слишком ли «сложно», не слишком ли «дерзко»? Ярлыки навесить успеют и без тебя. Не думай о пресловутой «полке».

«Броненосец» обязан вернуться.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.