Святитель Петр
«Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, превосходил своим просвещением, еще более своею любовию к просвещению … Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России», — писал выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков).
Святитель Петр родился в 1597 году в семье Молдавского господаря. Несмотря на униатское окружение будущий архиерей получил воспитание и начальное образование в строго православном духе во Львовском духовном училище. После окончания училища он побывал в Европе, где прослушал курсы словесных и богословских наук. После возвращения на Украину Петр сблизился с киевским митрополитом Иовом (Борецким), при влиянии которого, вероятно, принял решение о принятии духовного сана. Разделяя гонимое в Польше и Украине Православие, он поступил в Киево-Печерскую лавру, выделявшуюся в то время большим числом образованных монахов. Принято считать, что именно среди этой киевской братии он завершил духовное образование, приобретя знания не только в богословских дисциплинах, но и в латинском и греческом языках. Избранием лаврской братии в 1627 году он стал архимандритом Лавры. В 1631 году архимандрит Петр открыл при Киевской лавре Высшее духовное училище, пригласив в него преподавателей из Львовского училища. Этому учебному заведению суждено было стать главным делом жизни святителя Петра.
В следующем, 1632-м году, после признания в Польше Православной церкви на государственном уровне епископский собор Киевской митрополии избрал архимандрита Петра киевским первосвятителем. По ходатайству новоизбранного митрополита киево-печерскому училищу был предоставлен статус коллегии с правом преподавания курсов богословия и философии. В честь своего основателя это учебное заведение вскоре получило наименование «Могилянской». Впоследствии Киевская коллегия стала прообразом духовных училищ, семинарий и академий всей Русской Церкви, в том числе и московских, в течение XVIII - XIX веков.
Деятельность киевского архиерея не ограничивалась учебными делами, она распространялась на восстановление разрушенных православных храмов, среди которых была и «Десятинная» церковь, разрушенная еще при татаро-монгольском нашествии.
Другим делом митрополита Петра стало редактирование и переиздание ряда богослужебных книг (среди них - «Цветная» Триодь и Требник, получивший впоследствии его имя). При участии Святителя был составлен и издан «Патерик Печерский», в состав которого вошли жития многих украинских святых. В связи с необходимостью утверждения Православия Святитель составил вероисповедный трактат «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной».
Проведя жизнь в делах просвещения, прослыв аскетом, святитель Петр отошел ко Господу в преддверии Нового 1647-го года. Его погребли в склепе Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Здесь его святое тело пребывало вплоть до Великой Отечественной войны, когда при взрыве этой церкви в ноябре 1941 года гроб Святителя был полностью уничтожен. В 1996-м году Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил митрополита Петра к лику святых.
Его память включена Русской Православной Церковью в состав Соборов Волынских, Галицких, Киевских и Молдавских святых.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции