Архиерей, павший за веру
Родившись в семье тамбовского священника, будущий митрополит имел традиционное для дореволюционного священнослужителя образование. В возрасте 22 лет он окончил Тамбовскую духовную семинарию, а спустя ещё четыре года, в 1874 году, Киевскую духовную академию. После академии его направили преподавателем в родную для него Тамбовскую семинарию. Спустя восемь лет он вступил в христианский брак, в том же, 1882 году, его рукоположили во священника. Через четыре года он овдовел, а вскоре умер и его единственный ребёнок. Эти события кардинально изменили ход жизни священника. В 1886 году он принял монашество, а вскоре его хиротонисали во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В сентябре 1888 года ему довелось участвовать в торжествах по случаю перенесения одной из общенациональных религиозных святынь Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу. 18 сентября он совершал Литургию в соборе старорусского на Острову монастыря; совсем скоро этот день стал одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. Кроме того, на посту Новгородского викария Владыка прославился как деятельный устроитель религиозного просвещения, церковного чтения и борьбы с пьянством. Эти труды стали фундаментом его архиерейских деяний на Самарской и Грузинской кафедрах. Благодаря митрополиту Владимиру в Грузинском Экзархате была учреждена Кутаисская духовная семинария, а по всей Грузии открылось более 300 церковно-приходских школ.
За два года до начала революционного столетия Священномученика назначили на Московскую митрополию. Вскоре в Москве получили широкую известность религиозно-просветительские чтения для народа, а также специальные чтения для фабричных рабочих, учрежденных по инициативе митрополита. Другими плодами его трудов стали открытые в столице женские богословские курсы и епархиальное училище в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова.
В 1912 году митрополит Владимир получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру, оставив Москву только после личной просьбы императора Николая II. В Петербурге в годы Первой мировой войны он получил широкую известность как инициатор и участник всенародных молебнов «об одолении супостатов».
Свои духовные труды владыка Владимир продолжил в Киеве, куда его перевели в 1916 году. На Украине Архиерей столкнулся со стремительным ростом революционного движения, выросшим после Февральской революции в стремление к созданию независимой Украинской Церкви. Грозным 1918 годом революция докатилась и до Киева. После его взятия безбожники грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками Киево-Печерской лавры. В заключение этого красногвардейцы расстреляли митрополита Владимира на поляне недалеко от лавры. Известно, что перед казнью он, как христолюбивый архипастырь, благословил своих палачей. Гроб с телом Владыки был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви при стечении десятков тысяч верующих.
Высота мученического подвига и истинная любовь митрополита Владимира к Богу и людям стали впоследствии причинами его канонизации Архиерейским Собором Русской Церкви 1992-го года.
Память священномученика Владимира также совершается в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Санкт-Петербургских святых и Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих.
С 2012 года в Москве существует храм-часовня во имя священномученика Владимира в Южном Бутове.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции