Прощай, Майя
И вот сегодня, второго мая, печальная новость пришла из Германии, где последние годы проживала Майя Михайловна. Ее не стало. Говорят: незаменимых нет. Но вот умерла Великая Майя, и я понимаю: замены для нее нет. "Гений, мужество и авангард" - так назвал ее в свое время балетный критик Андре Филипп Эрсен.
Не сосчитать - сколько раз она станцевала своего "Лебедя". Как ей шел этот образ! Хрупкий и сильный, гибкий и страстный. Плисецкая не любила повторов. Она изменяла рисунок номера, и каждый раз ее "Лебедь" был по-разному прекрасный... "Важно танцевать музыку, а не под музыку", - говорила Майя Михайловна. И она сама была - музыка.
Тяжелый сердечный приступ, от которого умерла Майя Михайловна. Сколько этому сердцу пришлось пережить, испытать! Страстная натура, каждую роль она переживала как последнюю. Кармен, Дама с собачкой, Федра.
Ее магические глаза, хрупкие руки, темные волосы, собранные узлом на затылке, гибкая шея. Любовь с Родионом Щедриным, - еще одна яркая история, которую обсуждали, которой восхищались. Они познакомились у Лили Брик. Два красивых и очень талантливых человека. Их роману предрекали скорый конец, говорили, что два великих человека не уживутся вместе. А Родион Щедрин писал специально для нее музыку. И этот союз оказался по-настоящему крепким. Именно Родион Щедрин сообщил о кончине Майи Михайловны...
Майя Плисецкая как-то сказала в одном из интервью: "Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так.
…И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина. Затем – при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю – честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась".
Спасибо Вам, Майя Михайловна. За то, что Вы были.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции