Смотрите по сторонам: вы в музее
Он открыл свои двери для посетителей 27 мая 1883 года – 132 года назад. Величественное здание красного кирпича, с затейливыми башнями и узкими, какими-то даже готическими окнами.
Мое первое знакомство с ГИМом случилось в непростой для него момент: во время ремонта, который длился целых одиннадцать лет. Все это время музей был закрыт, но мне, дочери его сотрудников, довелось бродить по его коридорам, освещенным строительными фонарями.
Главное было – аккуратно смотреть под ноги. Очень боялась старой винтовой лестницы: все время казалось, что она ужасно крутая, и я сейчас обязательно оступлюсь и соскользну вниз, в неизвестность. Тогда, в детстве, казалось: музей – это место, где все время темно. А еще там стучат, сверлят, пылят, переругиваются и курят везде, где только можно.
Когда в 1997 году ГИМ наконец открылся, было ощущение, что мы с ним знакомимся во второй раз. До сих пор, приводя сюда знакомых или сына, говорю: разглядывать надо не только то, что в витринах. Ведь оформляли внутреннее убранство музея лучшие из лучших: Илья Репин, Константин Айвазовский, Виктор Васнецов. Я больше всего люблю картину Генриха Семирадского «Похороны руса». Она находится в 8-м зале, посвященном истории Древнерусского государства в период IX по XII век. И хотя современные ученые говорят, что изображение, мягко говоря, не отличается исторической точностью, рассматривать его можно долго.
С башнями Исторического тоже не все так просто: в одной из них, например, находится хранилище Отдела драгоценных металлов. Круглое помещение, высоченные шкафы со стеклянными дверцами вдоль стен, деревянная лестница на второй ярус, скрипучие полы – как будто не академическое учреждение культуры, а волшебный замок из сказок братьев Гримм.
Несколько лет назад мне посчастливилось здесь работать. И знаете, это было настоящее счастье – выходить из метро в самом центре нашего города. Сразу же попадать в толпу интуристов – улыбчивых японцев, шумных немцев, сдержанных голландцев. С гордостью – это мой город, смотрите, какой он потрясающий! - идти по брусчатке к служебному входу, что за памятником Жукову. Каждый раз удивляться, каким красивым может быть простой кирпич – благородный винный оттенок, ровная кладка, изящные детали. Улыбаться блестящим на солнце львам и единорогам на фасаде.
Красная площадь, дом 1. Здание, полное секретов. И они открываются тем, кто захочет видеть здесь чуть больше, чем собрание исторических артефактов.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Тайны секретного хранилища
Министр культуры Владимир Мединский заявлял, что власти должны помогать музеям демонстрировать коллекции,часть которых скрыта в запасниках. «ВМ» узнала, где и как хранят свои сокровища московские музеи.
Начать наше расследование мы решили с беседы с Ниной Выдриной, заведующей отделом учета фондов Государственного исторического музея.
- Нина Тимофеевна, сколько вообще экспонатов числится в Государственном историческом музее?
- 4,5 миллиона предметов. Из них только 28 тысяч находится на выставках — в том числе в других городах и за границей.
То есть посетители музея видят лишь малую толику экспонатов ГИМ. Чуть больше могут увидеть те, кто посещает наши привозные выставки вне Москвы… (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции