Мама, ты меня достала!
Мама отвечает плаксивым голосом:
- Пашечка, почему ты так со мной разговариваешь?
Кошелек перекочевывает в руки пацана. Вопрос ожидаемо остается без ответа. Он и сам не знает, почему так разговаривает. Возможно, потому, что –разрешают.
- Алина, иди окунись, вода такая теплая! – это уже на пляже мама уговаривает девочку лет десяти оторваться от мобильника.
- Отста-а-ань, мам. Хочешь купаться – сама и купайся, - капризным голосом отвечает девочка и продолжает тыкать пальцами в экран. Мама пропускает пассаж мимо ушей.
К сожалению, в отпуске каждый день становилась невольной свидетельницей подобных сцен. И ни в одном случае не видела адекватной родительской реакции. Ответом на детское хамство становилось либо молчание, либо такая же детская обида: «Совсем ты маму не слушаешь, ну и не буду с тобой говорить!». То есть – родители, по сути, «включали» таких же малышей. А где же, простите, в этих семьях взрослые?
Как бы ни хотелось снять с себя ответственность за неблагодарных, хамящих, скандалящих детей, не получится обвинить во всем подрастающее поколение. Все это – результат наших с вами усилий. Нашего воспитания – или его отсутствия.
Еще лет двадцать назад в отечественной родительской среде, до того имевшей знакомство в основном с трудами доктора Спока и Макаренко, стали популярны различные воспитательные теории. Сознательные мамы и папы зачитывались работами Франсуазы Дольто, познавали тонкости естественного родительства. Основной идеей модных теорий было уважение к личности ребенка, его желаниям и потребностям. Но многие – видимо, на волне перемен, происходивших в стране - к сожалению, поняли эту идею превратно. Примерно так: «Мне ничего не позволяли, за все ругали, а я теперь буду воспитывать своего ребенка по-другому – пусть растет свободным». Но ведь прислушиваться к мнению ребенка – не значит давать ему вести себя как вздумается. А уважение к малышам никак не равно отсутствию уважения к взрослым. И воспитание свободной творческой личности, которую каждый из нас мечтает видеть в своем ребенке, не означает полного отсутствия рамок и границ!
Все бы ничего, но ведь «спускать на тормозах» – это не воспитание. Каждой лодке, выходящей в открытое море, нужна карта или, как минимум, компас. Без них можно сбиться с пути и заплыть в Бермудский треугольник. Это прекрасно поняли в Европе, которая уже ознакомилась с плодами этой неподъемной для детской психики свободы.
Одна из самых популярных нынче в наших магазинах книжных серий для родителей рассказывает о секретах французского воспитания. Так вот, буквально на каждой странице серии речь идет о том, что детям необходимы правила, границы и рамки. И о том, что свобода – не вседозволенность. Французские родители – ребята, оказывается, довольно строгие.
Авторитет взрослых – вещь тонкая. Тот же Макаренко в своих лекциях (кстати, необычайно мудрых) говорил о том, что родительский авторитет, основанный на подавлении маленькой личности, может сделать из ребенка человека слабого, не имеющего своего мнения. Но и предостерегал: если родители не имеют этого качества, вскоре их начнут «воспитывать» сами дети. Видимо, сейчас мы как раз наблюдаем последствия такого воспитания на примере семей тех, чья молодость пришлась на девяностые…
Школа и сад не сделают работу родителей за них самих. Но и ребенок не принесет оттуда ничего лишнего, если самые важные для него люди – родители. Но если он не ограничивается в своем поведении ничем, вырастет ли счастливым? Много ли у него будет друзей? Сможет ли успешно строить карьеру? Создать семью и воспитать своих детей? От откровенного хамства и постоянных скандалов плохо не только родителям, но и детям. Это вам подтвердит любой семейный психолог. Ведь в семьях, где царит атмосфера любви и уважения, никто никому не скажет: «Ты меня достала!».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции