Против жестокости
Объединяет обе эти даты бессмысленность и неоправданная жестокость использования оружия массового уничтожения.
В первом случае – химического оружия немецкими войсками. На оборонявших крепость было выпущено более 400 баллонов с удушливым газом, содержащим хлор. Несмотря на потери, русские войска предприняли контратаку, и штыками обратили противника в бегство.
В случае втором – атомная бомба с издевательским названием «Малыш», сброшенная на центр Хиросимы с высоты 9 километров американским бомбардировщиком В-29. Неоправданная жестокость в числах - более 80 тысяч погибших мирных жителей в одно мгновение, еще более 100 тысяч – от лучевой болезни только в последующие пять лет. Общие потери, растянутые на десятилетия – до полумиллиона человек.
Бессмысленность использования химического оружия в крепости Осовец определилась итогом операции – отражением атаки. С военной точки зрения было бессмысленно и первое в мировой истории использование ядерного оружия: Япония итак проигрывала войну. Единственный смысл для тех, кто его использовал, заключался в демонстрации военной мощи, но не Японии, а нам, победившим в Великой Отечественной.
Российское военно-историческое общество призывает почтить память героев Осовца возложением цветов к мемориалу Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе 6 августа в 10 утра. А затем, в тот же день, начиная с 12 часов у здания посольства Японии вспомнить о сотнях тысяч жизней, прерванных атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
В истории много параллелей и простых ответов на сложные вопросы. Но бессмысленности и жестокости всегда противостоит Память.
***
ЦИТАТЫ
«13 и 8-я роты, потеряв до 50 % отравленными, развернулись по обе стороны железной дороги и начали наступление; 13-я рота, встретив части 18-го ландверного полка, с криком «ура» бросилась в штыки. Эта атака «мертвецов», как передает очевидец боя, настолько поразила немцев, что они не приняли боя и бросились назад, много немцев погибло на проволочных сетях перед второй линией окопов от огня крепостной артиллерии»
С.Хмельков «Борьба за Осовец», 1939.
«Три цвета характеризуют для меня день, когда атомная бомба была сброшена на Хиросиму: чёрный, красный и коричневый. Чёрный, потому что взрыв отрезал солнечный свет и погрузил мир в темноту. Красный был цветом крови, текущей из израненных и переломанных людей. Он также был цветом пожаров, сжёгших всё в городе. Коричневый был цветом сожжённой, отваливающейся от тела кожи, подвергшейся действию светового излучения от взрыва».
Акико Такакура, очевидец взрыва атомной бомбы в Хиросиме.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции