Молодые снова стали реалистами
Координатор премии «Дебют» Ольга Славникова поговорила с корреспондентом «Вечерней Москвы» о путях развития современной литературы. / Личное фотоСитуация сегодня сложная.
С одной стороны, молодых и талантливых авторов сейчас довольно много. А, с другой, само понятие «молодой писатель» в последнее время сильно изменилось. Дело тут вот в чем: в Москве, Питере и других крупных городах, где давно происходит ранняя профессионализация, 30-летний автор считается уже «взрослым», опытным, бывалым.
А в провинции — поскольку там тяжелее бороться за жизнь — литераторы на крыло становятся намного позже.
То есть, с точки зрения литературы, столица и регионы — несмотря на интернет и глобализацию — разные миры, где у людей совершенно разные возможности.
Одновременно с этим меняется и так называемая молодая литература. За те 16 лет, что существует премия «Дебют», я окончательно убедилась в том, что ничто не устаревает так быстро, как новомодные эксперименты с содержанием книг. Итог налицо: если раньше был постмодернизм, постпостмодернизм, диструкция, а ненормативная лексика считалась обязательной для любого произведения, сейчас авторы возвращаются к реализму и литературной естественности. Ведь какой у молодого человека мотив писать? Он хочет изложить в тексте свой опыт и, работая над книгой, задать вопросы, на которые хочется найти ответ. А опыт нынешних молодых подчас бывает очень жестким. Поэтому им уже неинтересно играть со смыслами. Они пытаются рассказать не свои фантазии, а то, что они знают и видят вокруг себя.
Другое дело, что благодаря интернету и социальным сетям на смену экспериментам с содержанием пришли эксперименты с формой. Молодые авторы часто теперь ведут свои блоги, из которых после вырастают литературные произведения более короткие, дробные. Для таких писателей мы, кстати, хотим ввести даже специальную номинацию в «Дебюте», назвав ее «Одно окно».
Многие опасаются, что увлеченность молодых литераторов гаджетами приведет к тому, что они будут писать совершенно «клиповые» книги. Но я, честно говоря, не вижу такой взаимосвязи. Роман — он и есть роман, а рассказ — рассказ, и сверхкороткий жанр просто будет существовать наравне с ними.
Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции