Хризантемы для поколения мудрости
Выход на пенсию для жителей цивилизованных стран неизбежен (если вы, конечно, живете не в Китае и не в Индии, где стабильное пособие по достижении определенного возраста платят лишь бывшим госслужащим, а с остальными все значительно сложнее). Как бы ни старались люди отдалить время «полной зрелости»: женщины – косметикой, мужички – новыми матримониальными приключениями, оно подступает и, наконец, наступает.
В Москве зарегистрировано почти три миллиона пенсионеров. Число тех, кто продолжает работать, подсчитать нелегко, так что примем за факт, что оно колеблется между четвертью и третью от общего числа получающих пенсию. Работающим пенсионерам все-таки легче. Сознание того, что твой опыт и навыки востребованы, для них порой дороже приработка. И здравомыслящие руководители, как правило, не спешат увольнять на пенсию людей, получивших хорошее, системное образование и заработавших опыт в позднесоветском обществе, поскольку подавляющее число нынешних ветеранов знают в своей профессии куда больше, чем те, кому «повезло» учиться позже, когда собственные вузы стали открывать даже те, кто умел только расписываться в ведомостях, а государственные профессионально-технические училища, за редким исключением, вообще исчезли.
Не только семья и работа позволяют чувствовать себя бодрей и уверенней людям зрелого возраста, но и общение с людьми общих интересов. В Великобритании, например, уже 101 год действует так называемый Women's Institute, весьма популярная общественная организация, объединяющая женщин, как правило, немолодого возраста, которые предпочитают жить в сельской местности, фермерши они, скаут-мастера или университетские ученые. Мне довелось как-то побывать на вечеринке WI в одном из садов, принадлежащем мужу и жене, семейной паре научных работников, живущих невдалеке от Лондона на лоне природы. Дамы-гостьи с удовольствием рассматривали ровные газоны, цветники и черную смородину, советовались о чем-то садоводческом с хозяевами и расставляли на столах для продажи друг другу баночки с вареньем, пакетики с домашним печеньем, поделки, и все это собственного изготовления. Вырученные от продажи фунты стерлингов, как мне сказали, пошли затем на поддержание местной организации Women's Institute.
В Москве таких организаций, к сожалению, не так много. Повезло академикам и профессорам: у них есть Центральный Дом ученых с разнообразными секциями и концертными программами. О ветеранах Великой Отечественной войны заботятся и объединяют их не только волонтеры, но и в огромной степени мэрия Москвы и ее подразделения на местах. Очень активны не такие уж старые ветераны различных войск Вооруженных Сил РФ, особенно летчики. А представители других профессий объединяются, увы, только (и только!) тогда, когда находится человек, знающий, как это сделать, и готовый тратить время ради своих друзей по бывшей работе. Ценить всех и каждого. Организовывать встречи, с трудом добывая деньги на застолье. Ездить поздравлять с юбилеями ветеранов, которым уже трудно куда-либо выбраться, к ним домой. Главное, чтобы такая личность нашлась.
В День народного единства я наблюдала поток веселых, хотя и не очень молодых людей, шедших в «Экспоцентр» на подведение итогов конкурса ежегодного Фестиваля-Премии «50 ПЛЮС. Новая жизнь», который проводится при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Заполненная народом громадная территория была украшена осенними хризантемами белого, желтого и коричнево-рыжего, как крыши древней Флоренции, цвета. Я долго стояла недалеко от сцены, потому что абсолютно все места в зале были заняты, и, наконец, услышала от ведущей вечера, народной артистки РСФСР Ларисы Голубкиной, что премия «50 ПЛЮС. Новая Жизнь» в номинации «Призвание» присуждена Людмиле Сёминой. Руководителю нашего клуба, с рассказа о котором я начала эти заметки. Клуба, где нам так уютно.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции