Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Страсти по Матильде

Развлечения
Страсти по Матильде
Фото: Из архива
Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» набирает обороты. Забавно: картина еще в производстве, а ее уже обсуждают так жарко, будто фильм идет в широком прокате. Сообщество разделилось на конфликтующие лагеря: одни считают, что художественное произведение имеет право на некие допуски, другие - что категорически не имеет, раз в деле замешан исторический персонаж.

Весь этот скандал мог бы легко послужить для картины Алексея Учителя  прекрасной  бесплатной рекламой, если бы не одно «но». О нем и хочется поговорить.

Еще свежи в памяти больших художников старшего поколения те страшные времена советской цензуры, когда всевозможные проверки и созданные под них комитеты бульдозерами громили художественные выставки, распинали с трибун «сомнительную» поэзию, укладывали на годы без движения на полки Госфильмофонда неугодные и начальственному взгляду неприятные фильмы, доводя этим авторов до сердечных приступов. Но кто же обращает внимание на подобные мелочи перед лицом идеологии и истории? Были в этом деле убитые, были и раненые, были и те, кого зацепило «по мелочам». Стоп! По мелочам ли? Мелочь-то мелочи - рознь...

Каждый раз, когда я смотрю фильм Мотыля «Белое солнце пустыни», у меня по коже бегают мурашки. Кадры мелькают, а сосредоточиться на них мешают мысли о том, что цензура сделала с этой лентой. А из нее был вырезан всего лишь 30-секундный эпизод: жены Абдулы, те самые – из гарема, Зульфия, Гюльчатай и прочие, рыдающие над телом их общего убитого мужа. Помните, что было дальше? Потом они поднимаются и бредут по пескам к светлому будущему за красноармейцем Суховым. Но по замыслу-то - не как освобожденные женщины Востока, а как рабыни за новым хозяином. Вот они, вырезанные 30 секунд, изменившие замысел картины на корню.

Возвращаясь к шуму вокруг «Матильды», скажу так: меня возмущает, что Некто претендует на истину в последней инстанции, чем ставит нас, зрителей, в позицию глуповатого пока еще малыша-детсадовца, которому воспитательница объясняет, что есть хорошо, а что плохо. Но мы-то - взрослые. А нам тычут пальчиком: это - "фу", "бяка", и смотреть такое кино не надо ни при каком раскладе. Видимо, считается, что неокрепшим мозгам серой зрительской массы самостоятельные выводы не под силу.

Ну что же, отношение к зрителям "через губу" пусть остается на совести тех, кто себе это позволяет. Но я от выводов не воздержусь.

Любое произведение искусства несет в себе некие художественные дополнения, ибо без них оно становится сухим милицейским протоколом. Именно  художественные дополнения подключают меня, зрителя, к фильму эмоционально – тут я или разделяю точку зрения авторов, или отвергаю ее.  И в фильме "28 панфиловцев" для меня, честно говоря, не так важна фактическая правильность их числа - 28 их было или 31, или сорок. Мне важно ощутить кожей, каково им было, этим мальчикам, в промерзшем поле под Москвой, лицом к надвигающейся танковой армаде, с пониманием, что за спиной - столица. И как они сумели эти танки остановить! И именно то, к чему меня подводит художник, создававший фильм, и есть главный критерий моей оценки. Потому что и на высоких примерах можно низвести зрителя вниз, а, напротив, на примере грязи жизни возможно сотворить манифест высоких человеческих возможностей.

Николай II,  утверждают противники фильма, в "Матильде" причислен к лику святых, и поэтому нельзя привносить в его биографию никаких сомнительных женщин. Но разве он был святым изначально, с пеленок?  

На фактическом материале, анонсированным «Матильдой», насколько мне видится, можно сделать две совершенно разные картины. Первую – о Николае II, который был аристократом не без слабостей, в силу политической случайности  большевики его расстреляли, а потом, не совсем ясно почему, его потомки канонизировали. А есть другая возможность – показать человека с сомнениями и ежедневным выбором того, как нести свой крест достойно, а уж насколько богоугодно он это делает в итоге - точно не  нам, живым, судить. Как и не нам судить позицию режиссера Алексея Учителя, поскольку какова она в этом случае, никто из нас пока просто не знает! "Я фильма Учителя не смотрел, но все не верно" - чем не эхо знаменитого "Я Пастернака не читал, но осуждаю"? А мне-то казалось, мы пережили это...

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.