Как заставить бюрократа отвечать по существу, а не издеваться
Первый вопрос: а как сейчас? По закону, СМИ может обратиться в какое-нибудь ведомство с запросом, рассчитывая получить ответ в течение семи дней. Отказ возможен не только, если интересующая информация «содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую», но и «иную специально охраняемую законом тайну». Что такое «иную»? Например, чиновник сочтет, что там есть некие персональные данные, которые журналистам знать не положено. А «персональные данные» - это теперь фактически все что угодно. Вон, к примеру, уже сведения о недвижимости больших чиновников по факту засекречены. Об отказе или отсрочке надо СМИ уведомить в трехдневный срок. Сколько работаю в прессе, ни разу не посчастливилось столкнуться со столь трепетным отношением со стороны представителей власти. Отказ еще они будут писать, ага, разбежались. Чаще всего, если они не хотят отвечать, то просто удостаивают вас молчанием. Под которым подразумевается – «а не пошли бы вы куда подальше со своими запросами». Смешной штраф за такое – 1-3 тыс. рублей. Он не стоит даже того, чтобы за него судиться. К тому же еще надо доказать, что отказ – именно «неправомерный».
Попытка повысить, а вернее ввести хоть какую-то реальную ответственность чиновников за игнорирование СМИ предпринимались не раз. Еще в декабре 2014 года примерно те же депутаты от той же ЛДПР, что выступают с инициативой сейчас, пытались повысить смехотворные штрафы до 3-5 тысяч рублей, причем и за «неправомерное затягивание сроков предоставления информации» тоже. Отсрочка возможна и сейчас, если сведения «не могут быть предоставлены в семидневный срок». А что значит это «не могут быть» - в законе не определено. Как правило, чиновники по-простецки считают, что на ответ СМИ им отводится аж месяц.
В 2015 году уже представители «Единой России» и ОНФ собирались внести аналогичный законопроект, там штрафы планировалось повысить уже до 5-10 тысяч. Но и это почему-то не удалось. Ни тот, ни другой законопроект не прошли даже первое чтение. Что красноречиво говорит об истинном отношении депутатов к СМИ и их всяким там запросам.
Куда более эффективным выглядел как раз другой проект – сенатора Константина Добрынина, который помимо повышения штрафов предлагал «дисквалифицировать» чиновников, повторно не представивших информацию, на срок от шести месяцев до года. Однако он даже отзывов от профильных министерств с тем, чтобы двигать законопроект дальше, не дождался. Сегодня сенатор Добрынин уже не заседает в Совфеде, его «ушли».
Нынче депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Андрей Свинцов и Вадим Деньгин предлагают повысить штрафы для чиновников аж до 25 до 30 тыс. руб. Хорошо как первый шаг. Однако этого будет все равно недостаточно, чтобы привести бюрократов в «чувство информационной ответственности» . Во-первых, причины для отказа остаются весьма размытыми. Во-вторых, сохраняются возможности тянуть с ответом до тех пор, пока сам запрос «не протухнет». Наконец, в-третьих, никак не ограничивается возможность чиновников валять дурака и писать то, что называется старым советским термином «отписка».
Делается это примерно так. Получает ведомство запрос – от СМИ или простого гражданина – и в установленный срок (7 или 30 дней, соответственно) дисциплинировано пишет как бы ответ. Начинаешь читать - и видишь: над тобой издеваются. Как правило, следует пространное изложение соответствующих положений законов или повторение предыдущего ответа или решения по данному вопросу (если были). А ответа по существу - нет. Тут, по идее, нужна независимая экспертиза, которая могла бы оценить, является ли ответ именно ответом по существу. После чего уже можно штрафовать чиновника, а в злостных случаях – таки дисквалифицировать. Но поскольку таких положений в предлагаемом законопроекте, как можно понять, нет, то он бюрократам совершенно не страшен.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции