Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Высшая школа без учителя и диплома

Общество
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий во время встречи с журналистами, приуроченной к 260-летию МГУ.
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий во время встречи с журналистами, приуроченной к 260-летию МГУ. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»
15 февраля в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова прошла открытая дискуссия о будущем высшего образования. О роли учителя, разнице фундаментальных и прикладных наук и переходе на Болонскую систему рассказал ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Я хотел бы задать пять вопросов о высшем образовании. И хотя они больше носят предиктивный характер, тем не менее остаются очень важны. 

Первый из них сейчас активно обсуждается: правильно ли расположены университеты в мире? Так вышло, что наиболее развитые страны отличаются большим количеством передовых ВУЗов, а развивающиеся – наоборот. Отсюда следует вопрос: будет ли мировое сообщество заниматься перераспределением университетов?

Вторая проблема связна с ролью учителя. В образовательных кругах всерьез обсуждается, нужен ли в будущем преподаватель и диплом знаний. Даже есть такая фраза: книга должна уйти. Процесс обучения предлагается заменить компьютером или интеллектуальной системой. А диплом знаний и вовсе ликвидировать. Так вот, правильный ли это путь развития образования, когда учитель и книга уходят из системы?

Третий вопрос касается определения двух смежных понятий: информация и знания – это одно и то же или нет? На самом деле очень часто путается, что информация это и есть знание. Говорят, что тот, кто больше знает информации - тот образованнее. Но это не так. Мне кажется, надо четко понимать, что знание – это умение учиться рассуждать, а информация – сведения, которые мы получаем.

Есть еще одна тенденция, которую я заметил: в мире происходит процесс, когда прикладная наука побеждает фундаментальную. Правильно это или нет? Отвечая на этот вопрос, я вспоминаю 60-е когда, когда у нас назревала ракетная отрасль: Королев брал к себе выпускников ведущих университетов, которые на тот момент не владели прикладными навыками. Однако через год именно они определили наше преимущество, потому что эти выпускники обладали фундаментальными знаниями. Решая, что первичнее и важнее, очень важно не ошибиться.

А закончу я таким вопросом: правильно ли мы исповедуем переход, а иногда и «скат», на Болонскую систему высшего образования? Я полагаю, что это обсуждение должно уйти, переродиться – надо прежде всего думать о смысле и содержании того, что мы делаем. Я убежден, что наукам, дающим глубокие знания, четырех лет недостаточно. Это не обучение. Возможно, стоит подумать о пятилетнем бакалавриате. Тем не менее, надо прежде всего выяснить, как нам дальше модернизировать систему образования и сохранить наше ведущее научное направление. В том числе за счет более глубокого и длительного обучения.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.