«Защитники»: немного патриотизма под попкорн и пепси
Алексей Зернаков - зайка / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

«Защитники»: немного патриотизма под попкорн и пепси

Общество
23 февраля в прокат вышел фильм "Защитники" - первый полнометражный отечественный "супергеройский" проект.

О художественной ценности картины говорить не хочется: понятно, что массовое кино такого плана вряд ли будет номинировано на "Оскар". И огрехов в нем немало - начиная от набившего оскомину сюжета и "ляпов" компьютерной графики и заканчивая персонажами, как под копирку слизанными у голливудских режиссеров. Правда, оговорюсь, с поправкой на русский колорит: огромного медведя-оборотня, крошащего врагов из шестиствольного пулемета, не было ни в одном заокеанском блокбастере.

Тут важнее другой аспект - идеологический. Ведь помимо зарабатывания денег, любой американский "супергеройский" фильм несет в себе немалый патриотический заряд, направленный, естественно, на подрастающее поколение. Все эти "Мстители", "Капитаны "Америки" и "Великолепные четверки" вместе с "Железными людьми" и "Торами" так или иначе воспитывают молодежь. Понятно, что мысли, которые авторы картины стараются донести до своего юного зрителя, банальны до степени трюизма и мало чем отличаются от тех, которые декларировались между строк в советской детской литературе: Родину нужно любить, дружба поможет преодолеть любые преграды, если на родную землю пришел враг, с ним надо сражаться, "не жалея живота своего" и т.д. Ведь, как говорил один известный отечественный писатель-фантаст, фантастика - это не жанр, а метод.

И все это в современном, клиповом формате, приправленное солидной щепоткой спецэффектов вполне охотно, как сейчас модно говорить, "хавает" современная молодежь. Вприкуску с попкорном и пепси-колой. И заокеанская, и наша - здесь большой разницы нет.

Давайте положим руку на сердце, вряд ли наша молодежь будет сегодня вне рамок школьной программы читать, например, "Они сражались за Родину" Михаила Шолохова, "Живые и мертвые" Константина Симонова или "Батальоны просят огня" Юрия Бондарева. Так же, как американские - Гэллуэя, Мейлера или Херра. К сожалению, это так.

И с этой точки зрения появление такой картины - момент знаковый. Вы можете посмеяться, заявив: какая разница, на фоне Останкинской башни или статуи Свободы главные герои раскидывают толпы врагов. А эта разница есть. Ведь государство сегодня всеми силами старается вырастить будущих защитников своего, а не чужого отечества, вкладывая в патриотическое воспитание молодежи миллиарды рублей. И в данном случае фантастическое кино для этого - точно такой же инструмент, как уроки начальной военной подготовки или исторические лекции.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Праздничный диссонанс

Колонка обозревателя "ВМ" Анны Бояриновой

Подавляющее большинство московских кинотеатров на 23 февраля словно сговорились! День защитника Отечества на дворе, понимаете ли, отправленный на выходные народ гуляет и поздравляет мужчин... И только афиши кинотеатров выглядят диссонансом. И диссонанс этот не с отечественным, а с голливудским привкусом.

Возьмем афишу кинотеатра в крупном торговом центре у метро «Киевская». Там предлагается шесть картин - все производства США. Администраторы решили, правда, поставить фильмы военной тематики, но о подвигах заокеанских «партнеров». Ленты с громкими названиями: «По соображениям совести» или «Любой ценой». В прокат вышли в 2016 году, то есть в канун второго квартала уже 2017 года явно доживают свой век в мировом прокате. Но выбор пал на них - почему?(далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news