Театральная цензура — миф
Сегодня все театры Москвы борются за публику, чтобы она выбирала их, покупала билеты. Зритель — часть театрального пространства, и это пространство необходимо хорошо знать, любить и взаимодействовать с ним. У каждого театра есть свои способы взаимодействия со зрителями, вовлечения их в игру, свои звезды и свои достоинства. Театр «Школа современной пьесы» обращается исключительно к произведениям современных авторов, а классику пытается пропустить через наше время и наш мир. Грубо говоря, мы делаем современные спектакли. Правительство Москвы нам всячески помогает. Ни одно пожелание не остается нерассмотренным. Если предложения руководителей театров разумные, а они, как правило, разумные, то правительство Москвы создает все условия для их реализации. Ни о какой цензуре не может быть и речи. Вся эта кампания, что ущемляет права художников, — придуманная.
В буквальном смысле цензуры, конечно, нет, по крайней мере в Москве. И чтобы в этом убедиться, достаточно сходить в несколько театров Москвы, как ведущих, так и малоизвестных. Никто ничего не запрещает.
Проблема мне видится в другом: многие постановки направлены не на духовное воспитание человека, а на его оболванивание, дебилизацию. Досадно, что в этом деструктивном процессе участвуют даже серьезные театры. Пошлость не должна быть на сцене.
В Москве главная проблема в существовании так называемых неэффективных театров. В Москве очень много храмов Мельпомены, и это прекрасно. Убежден в том, что у каждого есть свой зритель. Да, театры столицы — наше национальное достояние, и разбазаривать его нельзя. Но и бюджет правительства не резиновый. И финансировать никому не нужные театры считаю неправильным. Нужны реформы. Если взять неэффективный театр, где маленькая посещаемость и другие слабые показатели, то неплохо было бы объявить творческий конкурс на должность худрука, главного режиссера. Я уверен, что молодые режиссеры — я знаю таких — способны возродить неэффективные театры, потому что у них много свежих идей и они умеют их реализовывать на практике. Это не значит, что прежних руководителей выгонят на улицу, но должен быть настоящий лидер, который поведет за собой творческий коллектив.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции