Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Слово 2017 года - реновация

Общество
Слово 2017 года - реновация
Скандала не было. Ни царапинки. Но почему-то к юбилейному сезону конкурса «Слово года» внимание СМИ – взрывное: на бумаге, в эфире, в Интернете. А ещё на международных конференциях и симпозиумах. «Фонтан любви, фонтан живой!» – возьмём напрокат  строчку Пушкина. 

В наши странные времена, когда журналистская мода на чрезвычайные события сделала мир окрест нас угольно-чёрным, ярко-чёрным, серо-чёрным, а по праздникам, и то изредка, чёрно-белым, – хорошее событие следует ещё поискать. Чем будем удивлять? – мучительно вопрошает себя журналист любого СМИ. Предлагаю удивиться доброй новости, а там уж каждый найдёт   чему радоваться либо злиться.

 Первыми, кто озаботился поиском слова, характерного для конкретного года, были немцы: они с 70-х годов уже выбирали заветное волшебное зеркальце. Вербальную фотографию периода. Картину маслом. Сгущение в одном слове и в определённом смысле замену сотен соцопросов. Монитор батискафа, погружённого в жизнь народа. Аналогичные конкурсы теперь идут во всех приличных странах, где есть энтузиасты, любящие свой язык как основу культуры. В 2007 году знаменитый во всём мире конкурс «Слово года» пришёл и в Россию. К 2017-му нас, участников, уже тысячи.

Конкурсы сами не ходят. Их надо принести. «Слово года» в Россию принёс профессор Михаил Эпштейн. Он руководитель проекта «Слово года» в России. По его приглашению с 2012 года я вхожу в Экспертный совет  конкурса и модерирую группы «Слово года» и «Неологизм года» в Фейсбуке.  Заходите, примем в группу, у нас хорошо. Почему? «Слово года» позволяет подвести кратчайший вербальный и концептуальный итог минувшему году и запечатлеть его в памяти потомков. Кратчайший – он иногда и самый точный.

В лидерах голосования в 2017 году (в скобках даю названия номинаций, коих сейчас четыре): реновация (слово года), он вам не Димон (выражение года), иностранный агент (антиязык). Среди неологизмов первое место поделили домогант  и  гоп-политика  (авторы Игорь Харичев и Михаил Эпштейн соответственно). Слова-победители во всех номинациях заметно оторвались от следующих за ними. Среди лидеров много слов, порожденных Интернет-медиа – и это понятно. Как модератор я борюсь – хочется, чтобы участники группы обращали больше внимания на живую речь. Например, я заметила, что мои студенты объединяют выражения «можно попросить» и «дайте, пожалуйста» в одно уродливое словечко: «Можнопожалуйста (ключик, мороженое, пальто)». Калька с английской конструкции оказалась удобной для артикулирования небрежной дежурной вежливости.  

Недавно я выступала на международной конференции в Варшавском университете с докладом об акции «Слово года» в России. Задали вопрос: «А не слишком ли субъективным получается выбор? Не лучше ли отслеживать частотность употребления того или иного слова в Интернете?». Оказалось, что во всех странах, где проходит акция «Слово года», спорят о научности метода. Что важнее: частотность или интуиция? Мы знаем статистику словоупотребления, но этот параметр не является для нас решающим. Экспертный совет ориентируется на свое социальное, политическое, историческое чутье.  У нас интуитивный и статистический подходы – в гармонии.  Формула нашего конкурса хороша и тем, что каждый из тысяч участников может выразить через слово, выражение, фразу или неологизм своё отношение к действительности. Все равны в возможностях.

Я не комментирую выбор жюри: во-первых, сама в него вхожу, а во-вторых, на зеркало, как известно... Но если серьёзно, то наша формула выбора оптимальна и демократична: из полного списка (а в нём сотни позиций, собранных за год в группах Фейсбука), члены жюри выбирают характерные, на их взгляд, ни с кем не советуясь, у себя дома, не созваниваются и не обсуждают, а ставят баллы и высылают результат в секретариат. В жюри 2017 года голосовали: писатели Вячеслав Курицын, Елена Черникова, Владимир Шаров, Татьяна Щербина; лингвисты Светлана Друговейко-Должанская, Людмила Зубова, Ольга Северская, Наталья Фатеева, Елена Шмелева; журналисты и филологи Андрей Архангельский, Марина Королева, Ксения Туркова; режиссер Владимир Мирзоев; филолог и педагог Евгения Абелюк; библеист и публицист Андрей Десницкий; философы и культурологи Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн. Секретарь Совета — лингвист Яна Астахова.

Уже неделя как открылся новый сезон. Год ещё чист и юн. Какими словами он запомнится? Приходите в ФБ-группы «Слово года» и «Неологизм года», будем вместе писать правильную историю страны.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.