Появления трущоб власти не допустят
Собственник просто не может такую квартиру продать — потому что ее никто не купит. А не покупают оттого, что она далеко от центра, там нет метро плюс жилье некомфортное, а затраты на его содержание эту низкую комфортность не компенсируют. Давайте задумаемся: а есть ли в Москве такие районы? Их нет. Появятся ли они? Не думаю. И вот почему.
Во-первых, власти Москвы активно развивают транспортную инфраструктуру. В труднодоступный Дмитровский район, например, скоро придет метро. Появилось метро в Жулебино, Митино и в других районах. А еще решено строить так называемые диаметры — на многих окраинах в режиме метро будут ходить электрички.
Транспортная доступность, в результате усилий городских властей, резко повысится.
Второй момент — ветхость жилья. Да, в Москве есть районы, где много хрущевок и старых девятиэтажек. Но хрущевки скоро начнут сносить по программе реновации (многие районы хрущевок уже ушли в небытие), а старые девятиэтажки (постройки второй половины 70-х годов) ремонтируют в ходе программы капремонта. Поэтому трущоб нет и не предвидится.
Третье: даже в наименее престижных районах — а они, кто бы спорил, есть, и немало — власти выделяют землю под новое жилищное строительство. И дома появляются.
А в новых жилых комплексах селятся представители среднего класса, у которых есть деньги на покупку недвижимости. Таким образом, социальный состав района меняется в лучшую сторону.
Четвертый фактор: власти Москвы, в отличие, скажем, от нью-йоркских, не создают районы с жильем для бедных.
В российской столице нет кварталов, куда бы переселяли, скажем, тех, кто по 20 лет стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Тех, кто годами не платит за квартиру, и его переселяют в общежитие.
Ну и, наконец, пятое: в Москве пока довольно низкий налог на недвижимость. Если в странах Запада он обычно составляет 2 процента от кадастровой стоимости недвижимости в год, то в Москве — от 0,1 до 0,3 процента. Но даже на этот уровень мы выйдем еще через три года.
А 2 процента заплатят только те, у кого недвижимость стоит дороже 300 миллионов рублей. Что получается? Налог не «выдавливает» владельцев из их жилья. А значит, стимула бросить квартиру, чтобы в ней, скажем, незаконно поселились мигранты, у человека нет.
Поэтому, думаю, Москве такие проблемы не грозят.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Нищета по наследству
Колонка обозревателя «ВМ» Никиты Миронова
Аналитический центр одной из риелторских компаний спрогнозировал появление в Москве районов-гетто. Ими могут стать Восточное и Западное Бирюлево, Вешняки, Дмитровский и Ярославский районы в пределах кольцевой автодороги. А также Некрасовка, Внуково, Ново-Переделкино, Южное Бутово и Солнцево за пределами МКАД (далее…).
Идем по пути Парижа
Колонка урбаниста Аркадия Гершмана
В Москве пока нет гетто, но есть районы с разным социальным составом. И сложились они исторически (далее…).
Москве грозит распад на «гетто»?
Колонка обозревателя «ВМ» Георгия Бовта
Одно из ведущих риэлторских агентств недавно выступило с прогнозом: дескать, на окраинах Москвы может появиться несколько районов «гетто». Речь идет, в первую очередь, об отдельных районах ВАО и ЮВАО, куда массово селятся приезжие из бывших союзных республик, прежде всего южных. Действительно ли эта угроза велика для Москвы и как с ней бороться? (далее…).
Районы двоечники и отличники
Колонка директора Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость Сергея Шломы
Опасность все-таки есть. Кто покупает квартиры на вторичном рынке в дешевых окраинных районах? Это так называемые локалы — люди, которые изначально при приобретении квартиры не планируют менять район своего проживания (далее…).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции