Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Трудности перевода

Общество
Трудности перевода
В Пекине открылась международная книжная ярмарка, каждый год бьющая рекорды по числу участников. В этот раз на ней представлены 2,5 тысячи издательств, в том числе российские. Вообще в Китае сейчас книжный бум.

Самое обидное заключается в том, что неофициальное, но такое греющее душу звание самой читающей страны китайцы у нас безжалостно отняли. Согласно последним опросам, 70 процентов жителей Поднебесной берут в руки книгу хотя бы раз в неделю. В России читателей меньше, 59 процентов. Социология, конечно, наука субъективная, людям свойственно приукрашивать свои интеллектуальные подвиги. Но вот цифирь, которую не оспоришь: Китай уверенно держит мировое первенство по книжному ассортименту – 470 тысяч наименований в год, что в полтора раза больше, чем у идущих вторыми Соединенных Штатов.

Можно, конечно, все объяснить бурным ростом экономики. Китайцы, когда-то подарившие человечеству бумагу и печатный станок, сейчас выполняют заказы крупнейших издательств мира, в том числе и московских. В одном только «Большом Пекине» сосредоточены шесть тысяч типографий. Но интерес китайцев непосредственно к чтению разбужен не повышением уровня жизни. Его стимулирует государство. «Китай должен стать культурной державой» – и обязательно станет, потому что лозунги компартии там обязательны к исполнению. В 220 городах проводятся регулярные кампании по популяризации чтения. И если в России читателей больше в крупных городах, где выше зарплаты и покупательная способность населения (на первом месте – Москва), то в Китае все наоборот: в «книжной» десятке нет ни Пекина, ни Шанхая, ни Гуанчжоу. Исследователи объясняют, что у жителей этих мегаполисов работа не оставляет на книги ни времени, ни сил. Материальный фактор, от которого никуда не денешься и в Поднебесной, сглаживается ставкой на электронные версии книг, которые по карману провинциалам.

Уже сейчас больше 40 процентов книг китайцы прочитывают на гаджетах. А вот еще интересное наблюдение. Пока мы плачемся, что юных не заставишь раскрыть книгу, в Китае подростки начали читать значительно больше взрослых – 11,5 книг в год против 8. И это не считая учебников.

В Китае потихоньку растет интерес к зарубежным писателям – в том числе и к русским. Больше, правда, это касается детской литературы – не случайно именно она представляет Россию на нынешнем форуме. У нас же актуальная китайская литература почти неизвестна. Издательства боятся рисковать, тем более что переводы с китайского стоят дорого. Грешным делом пытались даже переводить на русский с готового английского перевода. До сих пор у нас не изданы многие вещи нобелевского лауреата Мо Яня. Но это дело времени, потому что есть целая программа, опять же государственная, продвижения китайской книги за рубежом. Тут и пропаганда через Институты Конфуция (в Москве их целых три), и софинансирование изданий китайских авторов. Не случайно в Москве работает специализированный магазин китайской книги, есть и несколько аналогичных интернет-магазинов.

В общем, у великого восточного соседа есть чему поучиться. И Пекинская ярмарка – отличный повод для этого.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.