Начало рыночной экономики: не так вошли
Реформы начались в условиях, когда Россия еще была в составе СССР. Даже когда он распался в конце декабря 1991 года, все равно у нового государства, по сути, не было ни границ, ни таможни. Финансовая дисциплина отсутствовала как явление: рубль ходил по всему постсоветскому пространству, но его эмиссию, по сути, никто не контролировал. Нормального Центробанка в стране тоже не было. Магазины были пусты, даже отоварить карточки на продукты первой необходимости было большой проблемой. Золотовалютные резервы были на нуле. Вернее, они составляли тогда 25 миллионов (не миллиардов) долларов. Страна жила в кредит, - кредиты давали «под Горбачева». Федеральный бюджет в 1991 году еще существовал, но туда уже никто из республик и российских регионов ничего не платил. Это был коллапс советской экономики. Она была построена на централизованном снабжении по фиксированным ценам. Но система уже не работала. Деньги продолжали печатать, но купить на них по фиксированным ценам было ничего невозможно.
Кстати, в окружении Ельцина были в том числе люди, которые предлагали ввести жесткую карточную систему - как в годы революции и гражданской войны. Наверное, в тех условиях это был самый верный способ начать еще одну гражданскую войну. Поскольку без репрессий наладить работу такой системы было невозможно. В общем зимой 1992 года в стране ждали голода и полного хаоса, включая возможный распад уже самой России. Когда сравнивают те, «ельцинские» реформы и китайские, проведенные ранее Дэн Сяопином, то забывают важную вещь. В Китае реформы проводились под руководством отлаженной государственной машины и компартии. Таковой машины на конец 1991 в России уже не было. Или еще не было.
Теоретически, «шоковой терапии» можно было избежать. Если бы годом ранее, в середине 1990-го было бы принято решение о запуске программы Явлинского -Шаталина. Тогда она называлась не 500, а «400 дней» и предусматривала поэтапный переход к рынку. Но время было упущено. Правительство Николая Рыжкова мыслило категориями социалистической административной экономики, а Горбачев не взял на себя ответственность за решение.
Самым главным решением Ельцина был, конечно, отпуск цен. И они в январе 1992 года повысились сразу в два-три раза. Это был шок. Но иного выхода к тому моменту уже не было. Все это происходило еще и в условиях гиперинфляции. Падение уровня жизни населения оказалось масштабным. Однако дефицит в магазинах исчез практически сразу. Попытки взять под контроль финансовую систему страны также привели к резкому урезанию социальных расходов. Другим шагом стало сокращение военных расходов. Например, программа закупки вооружений была сокращена на 85 процентов. За основу программы приватизации была взята упрощенная схема чешской ваучерной приватизации. Но сработала она в России совершенно не так, как в Чехии.
В условиях, когда валютные резервы страны были практически обнулены, курс рубля упал катастрофически, средняя зарплата стала равна 6 долларам. Так началась конвертируемость рубля. Импортные операции были дерегулированы, однако экспорт (в основном нефтяной и газовый) по-прежнему регулировался государством. Это приводило к огромным перекосам во внешней торговле.
Огромной проблемой были экономические связи с бывшими союзными республиками, торговля с которыми шла по-прежнему по государственным ценам, которые были сильно заниженными. К тому же не удалось быстро выделить российскую финансовую систему в самостоятельную, свободную от постсоветского рублевого пространства. Это была одна из причин того, что несмотря на то, что в первые два года радикальных реформ были заложены основы рыночной экономики (свободные ценообразование и торговля, частные предприятия), финансовой стабилизации и, следовательно, восстановления экономики добиться не удалось.
Сказалось и то, что реформаторам по чисто политическим причинам не удалось взять под свой контроль Центральный банк страны. Кстати, критики радикальных реформ 1991—92 гг часто забывают еще об одном важном моменте, который сильно осложнил их проведения. Первые критические полгода этих реформ, с ноября 1991 года по март 1992-го Россия не получила никакой международной финансовой помощи. А когда весной 92-го США и ФРГ все же решили предоставить такую помощь, в размере 24 миллиардов долларов, то в основном вся она пошла на кредитование сельскохозяйственных экспортеров этих стран, поставлявших на эти деньги продукты в Россию. Наконец, до 1993 года Ельцину и его сторонникам-реформаторам приходилось действовать в условиях постоянного противоборства с Верховным Советом, где большинство составляли представители коммунистов и других левых партий. Провести толком ни один реформаторский закон через такой «квази-парламент» было практически невозможно.
В 1992 году инфляция составила 2500 процентов. Это пагубным образом сказалось на дальнейшем развитии страны в 90-е. Восстановление экономики началось лишь в 1999 году после мощного финансового кризиса предыдущего года.
Тем не менее за 5 лет проведения радикальных реформ в России удалось достичь довольно больших результатов. Прежде всего, были созданы основы рыночной экономики. В 1996 году три четверти российского ВВП производилось в частном секторе. Эта экономика была достаточно конкурентной, намного более конкурентной, чем в других постсоветских странах. Именно в первой половине 90-х были созданы предпосылки для начавшегося затем, после дефолта 1998 года, стремительного экономического роста, когда в течение 10 лет подряд российская экономика демонстрировала среднегодовые темпы роста в семь процентов ВВП. С тех пор она ни разу, ни в одном году, не смогла повторить этот результат.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции