Зачем Москве нужны «погонщики курьеров»
Суть работы состоит в «оказании оперативной помощи по телефону доставщикам в поиске и местонахождении необходимых адресов на их родных языках». От соискателей, помимо знания одного из языков, требуется умение пользоваться картографическими сервисами и ориентироваться в Москве. Работать предлагается из дома. Зарплата – 40 тысяч рублей.
История забавная. Как тут не вспомнить Равшана и Джамшута из «Нашей Раши»! Бродят их братья по Москве в поисках Третьей улицы Строителей, а диспетчер на родном языке подсказывает, куда свернуть. Между тем, ситуация заставляет задуматься.
Возле станции метро «Тимирязевская» я каждый день прохожу мимо среднеазиатских кафе. И ужинают там практически одни мигранты. А еще рядом с метро штук пять парикмахерских, где и стригут, и стригутся тоже одни гастарбайтеры. Когда я стою к кассе в сетевом магазине, то часто становлюсь свидетелем сценки: кассир и один из покупателей о чем-то оживленно беседуют на незнакомом мне языке. Нашли друг друга… В Москве – если вы не в курсе – есть даже частные клиники для мигрантов: например, возле Павелецкого вокзала. И врачи, и пациенты – киргизы. Нет, зайти может любой, нет проблем – но вообще открыли «для своих».
Мигранты имеют в Москве свои общежития, салоны красоты и даже передвижные автолавки. Да-да, подъезжает автомобиль, из багажника выгружают фрукты, начинается бойкая торговля. Одни гости столицы продают товар другим. Есть спортивные площадки, где играют в футбол исключительно местные дворники.
Обыватели от всех этих проявлений обычно в шоке. Я обсуждал вопрос с десятками социологов, но ни один особых опасений не высказал. Если совсем коротко, то профессионалы считают так: большинство мигрантов оставаться в Москве не планируют. Слишком дорого, холодно, мало жилищных и финансовых перспектив. Поэтому адаптироваться не стремятся и живут – пока работают – исключительно среди своих. И язык особенно не учат, смысла нет. А вместе им и финансово, и психологически проще. Отсюда и кафе для своих, и парикмахерские с весьма демократичными ценами.
Мы можем бояться мигрантов, можем стараться не замечать, но факт остается фактом – без них никак. Москве не хватает рабочих рук. Средний возраст горожанина, согласно данным Росстата – 41 год. Это на два года больше, чем «среднего» россиянина. Около 27 процентов населения – пенсионеры. А подростков до 16 лет – так сказать будущего городской экономики – почти вдвое меньше. Вот и получается, что молодых, здоровых и на все согласных за 30 тысяч рублей практически нет. Надо завозить. Ну и завозим. С января, кстати, выросла месячная стоимость патента для мигрантов – до 5 тысяч рублей. Сегодня в экономику города они приносят доходов больше, чем нефтяные компании. Так что удивляться «смешным» вакансиям не стоит.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции