Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе»

Общество

С того момента, как из рая Адам был изгнан в этот мир, он стал мечтать об освобождении от неволи, вызванной грехопадением. Вместе с ним и все человечество на протяжении веков и тысячелетий стремится к свободе. Но как люди ее понимают?

Народ израильский сотни лет ждал Мессию. Но, когда Господь пришел, собрал учеников, даже они до конца не понимали истинной цели Его служения и пытались закрепить за собой посты при «новом царе» (см. Мк. 10:37). Однако Иисус Христос вовсе не был похож на грозного завоевателя, императора, который способен избавить Иудею от подчинения Римской империи. Сам Спаситель говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Не материальную независимость Господь дарует своим сынам. Крестными страданиями и воскресением Иисус Христос показывает, что свободу, которую Он дает, не может уничтожить ни плен, ни унижение, ни даже смерть. Это спасение от рабской покорности греху (ср. Ин. 8:34–36).

С изменением исторических реалий понятие «свобода» изменялось до такой степени, что в одно и то же слово представители разных поколений могли вкладывать противоположный смысл.

Разнообразные трактовки ярко отразились в высказываниях политических деятелей, философов, представителей общественной мысли своей эпохи. Древнегреческий философ Гераклит считал свободу проявлением самоволия и сравнивал ее с пожаром, которой немедленно нужно гасить, а византийский император Юстиниан подразумевал под этим понятием избавление личности от рабства. Независимым человеком в начале — средине XVIII века считали того, кто может делать то, что доставляет ему удовольствие, о чем упоминал Вольтер. До крайности эту мысль довел Генрик Сенкевич. Он сказал, что свобода — «это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят».

Упоминаемые определения объединяет их тяготение к земному. Значит, чтобы достичь такой независимости, от человека фактически не требуется никаких усилий. Это свобода вседозволенности, отрицание над собой Бога — ведь если Он есть, необходимо себя в чем-то ограничивать, держать ответ за свои слова и поступки. Проще отвергнуть все сложности и возвысить себя до уровня божества, чтобы создать комфортные условия для совершения греха. Только обмануть внутренний голос совести оказывается сложно.

Достигший вершины славы и почитания, умирающий от рака Вольтер просил лечащего врача, чтобы тот хотя бы на полгода продлил ему жизнь. Он боялся пойти в ад и умолял, чтобы к нему позвали священника. Впоследствии, когда сестру милосердия, проводившую в последний путь известного поэта и мыслителя, пригласили в другой дом к тяжелобольному, она поинтересовалась, верил ли этот человек в Бога. Женщина призналась, что за все сокровища вновь не согласилась бы видеть умирающего атеиста.

Господь возвел свободу до уровня Небесного Царства, вечности. Независимость от греха требует усилий человеческой воли, готовности к самопожертвованию, обличения греха в самом себе, а не в окружающих. Но благодаря этому уже на земле христианин может ощутить внутри себя Царство Божие (ср. Лк. 17:21).

В последние десятилетия эгоистическое понимание независимости широко распространено. Тот, кто твердит «Я могу жить так, как хочу», когда заходит речь о других людях, начинает требовать: «Они обязаны, должны, им следует...». Выходит, что для себя — свобода во всем, а для других — сплошная ответственность. Что обычно считается проявлением юношеского максимализма, в современную эпоху присуще зрелым и даже пожилым людям. Человек с подобными взглядами по-настоящему так и не повзрослел, не научился принимать серьезные решения и давать в них отчет. В сущности, многие из тех, кто стремится к независимости, испытывают тотальный страх перед настоящей возможностью выбора.

Как мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе» Анна Карпова срисовывает с иконы изображенных на ней ангелов. Свою картину девочка решила подарить маме, чтобы у нее появился еще один ангел-хранитель / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерня Москва»

В той или иной мере грешник пытается оправдать собственные ошибки и болезненную зависимость от страсти. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что проявление воли, будучи сладостным по природе, радостно праведникам и мучительно для грешников. «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы он властвовал над желанием», а тот, кто подвержен страстям, сам себя неволит — ищет средства и возможности вновь совершить грех.

Если человек хочет управлять собственной жизнью, игнорируя опыт старших поколений, руководствуясь лишь желаниями, он должен и нести полную ответственность за свои поступки. Многие ли это осознают?

В большей степени я обращаюсь к молодому поколению: умному, талантливому, активному, но порой и беспечному. Развлекаясь ночью с сомнительной компанией, выбирая экстремальный вид спорта ради ярких ощущений, готовы ли юноша или девушка в случае возникновения травм отвечать за свое решение? Нет, ведь это родителям придется их содержать или, если здоровье так и не восстановится, ухаживать за ребенком-инвалидом до конца своих дней.

Если молодые люди решили, что они свободны и в отношениях с противоположным полом, намерены ли они растить и воспитывать ребенка, создать настоящую семью? Часто об этом даже не задумываются, хотя очевидно, что в результате подобных связей на свет появится дитя. В лучшем случае человек начинает взрослеть, когда ошибка уже совершена. Но так бывает не всегда. Чаще, опьяненный вседозволенностью, он бежит от ответственности и совершает еще больший грех — убийство (аборт). Самый распространенный аргумент — «хочу быть свободной». Только почему-то не возникает мысль, что на земле уже существует другая личность, не только выбор, но и саму жизнь которой отец и мать готовы перечеркнуть.

Чем больше человек избегает ответственности, тем в более жесткой форме она его преследует. Сделав аборт, молодые родители хотят забыть о неудачном приключении, а в итоге на протяжении всей жизни муки совести напоминают им о необдуманном поступке. В конечном итоге безотчетные решения могут привести и к невозможности иметь детей.

У писателя Рея Брэдбери есть хороший рассказ на тему свободы и ответственности, который знаком современной молодежи по школьной программе. В нем описывается, как отец одного семейства пожелал, чтобы все люди, кроме них, исчезли. Не было бы суеты, постоянной необходимости идти на работу. «У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?» — говорил мужчина. А на следующее утро его мечта сбылась.

Семья отправилась в длительное путешествие: только отец, мать и ребенок. Но города казались мертвыми. В один из дней, одноцветных, скучных, супруга заметила слезы в глазах мужа. Он проговорил через силу, что было бы так прекрасно, если бы все «вернулось на свои места, … все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети. Правда, было бы хорошо?» Как в реальной жизни, из-за безотчетного желания отца больше всего пострадал ребенок. Грех родителя отразился и на его сыне: мальчику суждено было ощутить на себе всю горечь одиночества.

Так часто случается и с детьми, чьи отцы и матери не желают отказаться от курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. «Зависимость» — даже в светском обществе на такие проявления «свободы» смотрят с укоризной. Подверженный вредной привычке отказывается считаться с близкими. Неслучайно слово «страсть» родственно слову «страдание»: зависимый от порока человек мучается и доставляет боль окружающим. Хорошо, если он приходит к пониманию, что без Божией помощи избавиться от изъяна просто не под силу.

Необязательно греховные зависимости так очевидны, как алкоголизм или наркомания. Порой невнимание к детям из-за стремления отца или матери «обеспечить благосостояние семьи» может сделать их несчастнее, чем ребенка того же выпивающего человека. Игромания, увлечение социальными сетями, «открытые браки», решение молодых родителей оставить детей дедушкам и бабушкам, чтобы подольше пожить в свое удовольствие, — все это проявление себялюбия и неумение заботиться о самых близких.

К сожалению, сегодня информации, направленной на молодежную аудиторию и рассказывающей о «красивой» жизни, несравнимо больше, чем социальной рекламы. Тем не менее можно заметить, что в городах все чаще появляются плакаты, которые призывают задуматься о последствиях своих действий. Например, напоминание, что «свободные отношения» часто приводят к заболеванию СПИДом.

Ответственность нужно прививать, не стесняться каждый раз проговаривать возможные реальные последствия каких-то действий. Нужно не бояться называть вещи своими именами. Не открытый брак, а блуд; не свобода, а зависимость курильщика; не самостоятельность, а непочтение к родителям.

В чем же тогда проявляется воля человека?

Он выбирает себе профессию и род занятий, во многом определяет образ жизни, принимает решение о браке или не создает семью и принимает монашество, становится верным чадом Церкви или остается зависимым от своих желаний и привычек. Но по-настоящему мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8:2). Человек получает возможность проявить самые лучшие стороны своей души, прощать, любить, радоваться каждому мгновению, благодарить Творца. Такую личность любые жизненные невзгоды, смерть и жизнь, будущее и настоящее не смогут отлучить от Божественной любви и вечного блаженства (см. Рим. 8:38). 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.