Неудачно отреставрированные скульптуры в Сверчковом переулке необходимо исправить

Культура
По Сети разлетелась фотография неудачной реставрации фасада особняка в Сверчковом переулке в центре Москвы. Люди жалуются, что десять женских барельефов были испорчены и преображены до неузнаваемости.

Нужно сказать, что фигуры, которые видны на фасаде дома, создаются профессиональными скульпторами. Непрофессионал не может сделать красивую фигуру с драпировками, учитывая масштаб и размеры здания. И все скульптуры, которые мы видим на исторических зданиях, выполнены скульпторами. Зачастую мы не знаем их имен, но видим результат их трудов. Установить авторство тяжело, поскольку никаких документов не сохранилось. Поэтому к барельефам на особняке в Сверчковом переулке нужно относиться как к произведениям неизвестного скульптора, хранящимся на фасаде здания. Сейчас сохранен подлинный материал, из которого сделаны эти барельефы, с подлинными следами обработки. Ко всем этим деталям нужно относиться с особым вниманием.

Вследствие бытования на фасаде здания, разумеется, со скульптурами так или иначе может что-нибудь случиться. Например, в зимнюю пору на них может упасть сосулька, также возможны какие-либо протечки здания, влияющие на фигуры, и так далее. Под воздействием времени и погоды барельефы могут подвергнуться каким-либо изменениям. Поэтому необходимо своевременно отслеживать эти процессы и проводить реставрацию.

Неудачно отреставрированные скульптуры в Сверчковом переулке необходимо исправитьНе надо быть эстетом или знатоком архитектуры, чтобы понять — нимфы не просто постарели, а превратились в чудовищ / Фото: Скриншот из Инстаграма moscowmap

В свою очередь, к реставрации привлекаются такие же профессиональные скульпторы, как и те, что создавали фигуры. По результатам обновления здания мы видим, что реставрацию выполняли непрофессионалы. Возможно, барельефы начали разваливаться, на них появились трещины. Поэтому эти специалисты решили, что их не стоит ломать, а лучше «домазать». А в итоге изменили скульптуры до неузнаваемости. Всего на доме в Сверчковом переулке находится десять женских барельефов. И если внимательно рассмотреть их, то можно заметить, что каждая из них выглядит по-разному, где-то лучше, где-то хуже. Обычно фигуры, стоящие в углу фасада, наиболее подвержены влиянию погодных условий, а в середине фасада, напротив, есть образцы скульптур, сохранившиеся в виде, близком к авторскому оригиналу.

Конечно, скульптурам необходимо вернуть должный вид. Процесс восстановления происходит, как и все реставрационные операции. Сначала специалисты производят натурное обследование объекта, изучают прочность материала. Возможно, женские фигуры реставраторам получится отсоединить от фасада дома и оценить их состояние. Так или иначе, необходимо все проверить.

Если выяснится, что под этими «намазками» почти ничего не сохранилось, то будет снята форма более-менее сохранившейся скульптуры, в которую отольют гипсовую смесь (если фигуры выполнены именно из этого материала), а потом установят на фасаде. Власти города выдадут предписание по эксплуатации дома на Сверчковом переулке, чтобы реставрация проходила успешно.

Российская ассоциация реставраторов планирует в апреле этого года проверить фасад здания и решить, что делать. Я надеюсь, что тоже приму в этом участие.

Особняк в Сверчковом переулке не является объектом культурного наследия. Более того, скульптуры на фасаде здания уже не первый год находятся в таком виде, а замечено это только сейчас. Я думаю, Мосгорнаследие исправит этот недоразумение.

На мой взгляд, людям не стоило обвинять власти в допущенной ошибке. Правильное решение — направить обращение в департамент культурного наследия столицы и попросить исправить испорченные скульптуры. Более того, людям, занимавшимся ремонтом особняка, необходимо было в первую очередь обратиться в департамент, чтобы женские барельефы привели в должный вид.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news