«Зеленая книга»: событие, которого не ждали
Поэтому фильм «Зеленая книга» радует уже названием.
И хотя в первой драме Питера Фаррелли, в прошлом автора отмороженных комедий, тоже чувствуется легкий соцзаказ, это не делает фильм скучным или противным.
Сюжет, насколько уместно говорить о сюжете применительно к реальной истории, незамысловат: парень встречает парня, парень конфликтует с парнем, парень спасает парня. Все по классике. Если более подробно, мелкий итальянский вышибала Тони Болтун, временно оставшийся без работы, но с перспективой оплачиваемого криминала, получает предложение от черного выпендрежника в балахоне, некоего доктора Ширли (хотя с чего он доктор, непонятно), повозить его по южным штатам в качестве водителя, телохранителя и желательно слуги. Тони, который в принципе недолюбливает цветных, услышав слово «слуга», желает заносчивому расфуфыренному доктору удачи в поисках и отправляется перебиваться дальше с хлеба на пиццу.
Тем не менее искра уже промелькнула, химия возникла, доктор Ширли решил поумерить свой гонор, а Тони свой расизм, и они пускаются в путь. На дворе 1962 год. Чернокожим можно передвигаться (днем и в сопровождении белых), но нельзя заходить в рестораны, клубы, бары, нельзя селиться в гостиницах, за исключением особых, специальных отелей, баров, клубов, которые указаны в «Зеленой книге», выпущенной в помощь чернокожим, которые путешествуют. «Зачем-то путешествуют», — как добавил Тони.
По пути компаньоны выясняют друг о друге много интересного. Пианист-виртуоз оказывается тем еще искателем приключений после бутылочки «Катти Сарк», а Тони Валлелонга (уже не Болтун), выглядящий как обычный жлоб, проявляет тонкость в таких вещах, о которых и подозревать нельзя было.
Что важно, есть фильмы, которые выполняют определенную идеологическую задачу и этим исчерпываются. А есть фильмы, которые доставляют удовольствие своим авторам. Просто для примера: к первым относятся «Праздник» и «Спасти Ленинград», ко вторым «Т-34». Фильм в целом плохой, но чувствуется, что авторы получали удовольствие от некоторых сцен. А авторам первых двух картин было немного стыдно, но они утешали себя тем, что делают нужное дело.
Так вот, «Зеленая книга» — фильм, за который никому не стыдно. Отличная роль Вигго Мортенсена, из которого внезапно получился натуральный итальянец. Несмотря на героически отращенное специально для фильма брюшко, Вигго выглядит много младше своего возраста, а ведь ему, оказывается, 60!
Махершала Али, который до сих пор снимался сугубо в политически правильных фильмах и политически правильных ролях, позволил себе немного отойти от шаблона великомученика, и получилось отлично! Правда, родственники реального Дональда Ширли его уже поправили, и крепко поправили. Мол, не было такого, не было никакой дружбы между нашим горячо любимым Дональдом и каким-то там итальянцем. Новая реальность.
Ну и, наконец, Питер Фаррелли, который собирался снимать серьезную драму — а вышла все же комедия, — не изменил себе и сделал фильм для зрителя, а не для критики. А что «Зеленая книга» возьмет на «Оскаре», не так уж и важно. Более значимо (и печально) то, что просто хороший фильм, рассказывающий историю, при нынешнем состоянии дел в кинематографе становится событием.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции