Главная катастрофа российских учителей
А как иначе исправлять запредельную ситуацию, которая сложилась сейчас? Дети «отвязаны», неуправляемы, с ними непросто — кто скажет, что это не так? Хорошо, пусть не все. Но в массе своей — да, они такие. И на самом деле всем нормальным родителям хочется, чтобы властная «воспитательная рука» в жизни ребенка присутствовала, чтобы был у него некто взрослый в авторитете. Идеально, чтобы были такие авторитеты и дома, и в школе.
Но это, увы, в теории. На практике же, когда выясняется, что какая-нибудь физичка-химичка поставила дитятке пару или трояк, семья обычно встает на защиту несчастного малыша. «Да что с Марь Иванны взять, она же дура!» Ну и так далее.
Потеря авторитета учителя — одна из главных наших катастроф. Этого нельзя было допустить, но это произошло. И вот итог: сегодня на уроках дети спокойно разговаривают, могут учителя перебить, остро нахамить ему, а тот в ответ либо молчит, опасаясь претензий от родителей, а то и от ювенальной юстиции. Потом, правда, критическая масса накапливается, и происходит взрыв: теперь уже срывается учитель, и иногда безобразно срывается, все же помнят, наверное, и про драки с учениками, и про словесные оскорбления… Это тоже немыслимая ситуация. Но все же нормальный человек так себя вести не будет. Доведенный до ручки — да, возможно.
Постоянно слыша дома, что учитель не прав, что он не так дает материал, не так учит, не то говорит, ребенок, конечно, поверит родителям — они для него в приоритете. Но пройдет время, и родители обнаружат, что их подрастающий младенец школу прогуливает (а зачем туда идти, если там одни идиоты преподают?), задания не делает (зачем выполнять то, о чем просят дураки?), и даже репетитор для него — такой же идиот по определению. Залатать дыры в отношениях учителя и ученика уже непросто, но с чего-то надо начинать! Вспомните, с каким трепетом относились к учителям раньше, какая идеальная тишина стояла на уроках. И куда все это делось?
Человек по определению — педагог, просто потому, что старшее поколение всегда передает свои навыки и умения поколению младшему. Но все же педагог «от природы» и профессионал — это педагоги разные. Не могу себе представить, чтобы кто-то без спецобразования учил архитекторов, как создавать проекты, строителей — как строить, хирурга — как резать. Но учителям можно и давать советы, и навязывать свои педагогические представления о прекрасном, и требовать снисхождения к хамству своего «малыша», а главное — почему-то их можно «распинать» в присутствии тех, кто по определению должен перед ними благоговеть, внимая. Это абсурд, с которым пора покончить, и жестко — ради детей в первую очередь.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции