Учтем мнение педагогов
В 1990-е годы, когда ввели правила, которые позволяли выйти на пенсию после наработки 25-летнего стажа, было совершенно понятно, почему их применили. Тогда важно было сохранить сферу образования и его качество. Задачей государства было предоставить льготные условия, которые позволяли бы сделать профессию более привлекательной для молодых специалистов и удержать опытных работников. Собственно, для этого и придумали стимулы как компенсацию тяжелого труда. Ведь учителям действительно приходится нелегко.
Сегодня условия на рынке труда несколько поменялись, и следствием этого стало решение Министерства труда и социальной защиты. Но заключение не будет приниматься сгоряча. Нам важно услышать мнение экспертного сообщества. Они должны рассказать, сколько сегодня работает учителей, чей трудовой стаж насчитывает 25 лет и больше. При этом представить не голые цифры, а оценить, насколько происходит профессиональная деформация. Конечно же, стоит спросить и самих учителей, чего они хотят, и учесть их пожелания. Узнать мнение экспертов, причем оно должно быть аргументированным и обоснованным. Если все эти люди выскажутся за продление пенсионного возраста, то, конечно, нужно принимать соответствующее решение. Не секрет, что многие педагоги после наработки необходимого стажа не покидают учебные заведения и продолжают трудиться.
При этом все учитывают, что мы только запустили механизм пенсионной реформы. Нам еще только предстоит увидеть, насколько качественными окажутся предписанные правила и степень удовлетворенности наших граждан. Депутаты Государственной думы в любом случае беспокоятся как об одном качестве, так и о другом. Еще предстоит узнать, насколько правила понятны для правоприменителей, учитывая, что они только приступили к работе в новых условиях. Нам важно соблюсти определенные принципы законотворчества и помнить, что степень доверия к закону и действиям государства предполагает в том числе и стабильность правового регулирования, и предоставление адекватных временных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям.
Не увидев, как работают эти механизмы для других категорий наших граждан, запускать новые никто не станет.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Александр Адамский, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика»:
— Все профессии важны и равны, но есть такие, в которых профессиональное выгорание — это большая проблема не личного характера, а общественного.
У учителей выгорание происходит сильнее, чем во многих других профессиях. Это очень сложная работа с психологической точки зрения. А еще выгорание у учителя становится в какой-то мере опасным для школьников и для образования в целом. Поэтому когда мы говорим о выходе на пенсию по истечении какого-то возраста или стажа, то речь идет не только о работнике, но и о том результате, который приносит этот работник. В этом смысле я сторонник того, чтобы у учителей была несколько другая ситуация с выходом на пенсию, чем у прочих профессий. (Далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции