Единый госэкзамен не соответствует требованиям времени
Однако число бюджетных мест в наших вузах, как известно, сильно ограничено. А потому в приоритете те, кто набрал не просто 100 баллов по ЕГЭ, а еще и имеет за плечами участие и победы на Олимпиадах, медали. То есть даже при высокой подготовке шансов поступить в хороший вуз на бюджет не самые высокие. А ведь вложения, которые затрачены на репетиторов, порой сравнимы с денежной суммой, которую можно потратить на обучение на коммерческой основе. По совокупности всех этих факторов можно сказать, что смысла в ЕГЭ сегодня нет, он не отвечает ни одному современному требованию.
Впрочем, все меньше смысла остается и в поступлении в вуз. Особенно это касается тех ребят, которые идут в институт после окончания 11 классов. Многие из них не понимают, какую конкретно профессию хотели бы получить. Порой это понимание приходит после 3–4 лет учебы в вузе. По сути, мы говорим о потерянном времени. А все потому, что у школьника не было возможности и времени на самоопределение.
Самый правильный, на мой взгляд, вариант — не терять два года в школе и пойти в колледж после окончания девятого класса. Так сейчас поступают 60 процентов учащихся столичных школ. Получив знания, опыт работы, представление о профессии, они могут выбрать понравившийся вуз. Это может быть актуально, когда человеку требуется лишь заветная «корочка».
Именно ради диплома — просто, чтобы он был на руках и подтверждал наличие высшего образования, — люди нередко поступают в вузы. Однако работодатели часто даже не смотрят на то, что написано в дипломе, какие отметки в нем стоят. Внимание приковано к квалификации, к тому, что человек умеет делать. Все-таки ЕГЭ — это лотерея. Вот как такой экзамен может проверить уровень знаний, к примеру, по истории. Это один из тех предметов, в котором на некоторые вопросы нет однозначного ответа. Порой вопрос требует дискуссии. Однако такой формат в ЕГЭ не предусмотрен.
Считаю, что нам нужен продуманный подход к сдаче экзаменов, поступлению в вузы, получению высшего образования в целом. Ведь просчитать, какие профессии будут востребованы через 4–5 лет, задача не простая. Все слишком быстро меняется.
Что касается зарубежного опыта, то сильные образовательные системы есть в Сингапуре, Китае, своя методика действует и в Америке. Однако копировать чужое у нас не получится. Все-таки мы должны ориентироваться на свои реалии, создавать свою, продуманную систему.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции