Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Давили, давят и будут давить

Общество
Недавно Генпрокуратура призналась: число проверок малого бизнеса увеличилось по итогам минувшего года более чем в полтора раза и составило 690 тысяч.

Тогда как их предлагалось провести 412 тысяч в год. Разговоры про необходимость снижения давления на бизнес идут уже, кажется, столько, сколько существует сам частный бизнес в постсоветской России. Тема стала вечной. Почему?

Когда прокуратура сообщает о росте числа проверок, то она обнажает только верхушку этого «айсберга». Речь о плановых проверках, которые согласуют с надзорным ведомством. Однако под шумок разговоров о надобности сокращать проверки (был объявлены даже трехлетние «каникулы», которые уже кончились) чиновники и силовики сменили тактику, сделав упор на внеплановые проверки. Их согласуют с надзорным ведомством не более чем в трех процентах случаях. Число таких проверок увеличилось на десятки процентов. Такие проверки еще вернее приводят к штрафам. Поводом может стать что угодно. Например, после очередного ЧП могут начать проверять все подряд объекты подобного рода по всей стране. Кроме того, не требуют согласования с прокуратурой проверки исполнения ранее выданных предписаний, а также все проводимые в налоговой, таможенной и банковской сферах.

И когда Генпрокуратура рапортует, что ей удалось исключить из плана проверок на 2019 год аж 250 тысяч контрольных мероприятий, то почему-то есть уверенность в том, что проверяющие свое опять наверстают за счет мероприятий внеплановых. Под «святым» предлогом обеспечения здоровья и безопасности граждан. Все ради них.

Периодически объявляемые властями разные «каникулы» от проверок, на самом деле, ничего не решают. Это чистый и пустой пиар. К примеру, Минэкономразвития тоже регулярно отчитывается о снижении числа не только плановых, но даже и внеплановых проверок. Однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается. Если, по данным министерства, в 2017 году (тогда еще действовали эти самые «проверочные каникулы») проведено около 1,7 миллиона проверок, на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году, то, по данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова и опросам самих предпринимателей, число проверок доходило до 10 миллионов. Дело в том, что официальная (министерская) статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются без проверок, а также о всяких рейдах, контрольных закупках и так далее. К примеру, Роспотребнадзор возбуждает без объявления проверки каждое четвертое дело об административных правонарушениях, Росприроднадзор, Ространснадзор, Россельхознадзор — до половины дел, а ФАС России и Росалкогольрегулирование — до 90 процентов. Такие надзорные действия, по идее, тоже надо считать проверками и вносить в Единый реестр проверок.

Чем громче и чаще представители власти говорят с трибун о своей заботе о бизнесе и надобности «снизить гнет», тем больше предприниматели жалуются, что гнет сей только растет. В последнее время в ходе самых разных опросов предпринимателей именно усиление бюрократического давления со стороны государства выходит на первое место среди всех озабоченностей. Бесчисленные регуляции и регуляторы, которые неустанно плодят все новые и новые формы отчетности, по своей изощренной бессмысленности напоминают систему, описанную еще Францем Кафкой. Даже налоги уже давно отошли на второй план, налоговая нагрузка у нас не выше, чем в развитых странах. Зато формы налоговой, как и всякой прочей отчетности, пухнут и усложняются буквально на глазах. На первом месте по силе бюрократического и надзорного гнета, если судить по опросам предпринимателей, такие сферы, как строительство, торговля, научно-производственная деятельность и отрасли ИТ-технологий: в этих сферах процент предпринимателей, посетовавших на трудность ведения бизнеса, превышает 90 процентов.

Давили, давят и будут давить Чиновники продолжают быть главными врагами бизнеса / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Работа чиновников теперь у нас оценивается согласно модному термину KPI. И свой KPI они понимают так, что чем больше бумаг ты наплодишь и надзорных функций придумаешь, тем у тебя KPI круче, толще и длиннее. Именно поэтому большая часть малого и среднего бизнеса у нас остается в тени и выходить оттуда в этот кошмар вовсе не жаждет. За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так и не поднялась выше 20 процентов, тогда как в Европе и Америке она составляет 60–75 процентов. При этом у нас 95 процентов малых и средних предприятий — это, на самом деле, микробизнес, работающий в основном в сфере торговли.

Или, например, в ходе реформы по «оптимизации административного контроля» ввели для бизнеса так называемые чек-листы, используемые при проверках. По идее, эти чек-листы представляют собой исчерпывающий список. Больше, чем в нем обозначено, проверять нельзя. Однако, к примеру, в чек-листе Роспотребнадзора для проверки обычного ресторана — более 190 пунктов. Для сравнения: в США похожий документ содержит 78 пунктов, а в Казахстане — лишь 38. Но это еще «цветочки» по сравнению с тем, что содержится в чек-листах по промышленной безопасности. А там ни много ни мало 20 тысяч обязательных требований.

Сейчас придумали новое «послабление»: «регуляторную гильотину». Пройтись по всем нормативным актам, устанавливающим разные требования для бизнеса, многие из которых создавались еще в советское время. Таких нормативных актов накопилось аж около 9 тысяч. Если верить планам правительства, то из всех действующих формально требований и нормативных актов должны остаться только те, которые будут переподтверждены или утверждены в измененном виде.

Верить ли в то, что бюрократия сама себя может окоротить? Ведь с ней на словах боролись в России всегда. При царях. При большевиках. При ужасном Сталине. И при сумасбродном Хрущеве. Искоренял бюрократизм Брежнев и добравшийся уже в немощном состоянии до поста генсека Андропов. А уж как искоренял бюрократизм энергичный Горбачев, даже страшно вспомнить. В постсоветское время бюрократия на время пригнула голову разве что тогда, когда с ней перестали яростно на словах бороться. Однако сегодня в экономике, огосударствленной чуть ли на 70 процентов, как можно всерьез говорить о борьбе с бюрократией? Это ведь не просто закон Паркинсона в действии, но закон Паркинсона, помноженный на всю кафкианскую ширь и дурь отечественного чинуши. Сама по себе борьба с бюрократизацией силами самой бюрократии — абсурд. Еще, глядишь, придумают специальные формы отчетности о том, как побороли бюрократизм в одном отдельно взятом месте.

Между тем, рецепт борьбы за свободу предпринимательства от идиотских административных оков прост, как палка. И он не лежит в сфере бюрократии вообще. Он лежит в сфере политики. Самое верное средство раскрепощения экономики от лишних административных оков — это политическая конкуренция и независимый суд. В условиях политической конкуренции, скажем, правительство, которое не смогло справиться с актуальными экономическими задачами и погрязло в бумаготворчестве, уходит в отставку и уступает место политическим конкурентам. При определенных условиях похожих целей можно достичь и в формате просвещенного авторитаризма, но — выстроенного на принципах меритократии. И в этом случае тоже не обойтись без независимого суда и без того, чтобы чиновники, зарвавшиеся в бюрократизме, за которым часто просматривается коррупция, были бы вовремя отправлены в отставку. А то и в места еще куда более отдаленные.

А те проверяющие, которые нанесли бизнесу убытки своими заведомо чрезмерными действиями, понесли бы за это материальную ответственность.

И пока этого не будет, с трибун будут по-прежнему литься сладкие речи о снижении административного давления на бизнес. В которые не верят сами их произносящие.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.