Какие-то мы, москвичи, стали неразговорчивые
Сотрудники городской неотложной психологической помощи, например, утверждают: большинство из обратившихся к ним по телефону 051 жалуются на острый дефицит общения и чувство одиночества.
Речь, конечно, не только о Москве: проблема носит глобальный характер. Скажем, авторитетный ученый из Нью-Йорка Эрик Клайненберг высказал предположение, что и все человечество начало переход от коллективного образа жизни к единоличному. И подтвердил свое открытие: сегодня в мире — уже не меньше 277 миллионов одиноких людей. А еще социологи обнаружили, что одиночество... заразно! Оказывается, если обычно общительные люди постоянно общаются с нелюдимыми персонами, у них есть все шансы и самим превратиться в нелюдимых с вероятностью 50 процентов.
Если вас и эти аргументы не убедили, предлагаю провести небольшой эксперимент. Когда где-нибудь, например, в парке, заметите одиноко сидящего на скамейке человека — подсядьте к нему. И попробуйте завести разговор. Скажем, о московской жаре. Или о ценах, о непослушных детях — да о чем угодно! Получилось? То-то и оно, непростое это дело.
Впервые познакомившись с публикациями на тему одиночества, я подумал, что так, собственно, все и должно происходить. На дворе-то — научно-техническая революция, поэтому люди за общением все чаще заходят в социальные сети, тем более что гаджет имеется почти у каждого. Уж там-то пообщаться — дело обыкновенное, не требующее даже знакомства. Поделиться своим мнением можно с любым человеком. У меня, например, в «Фейсбуке» не меньше трехсот «друзей»... Но и тут психологи меня огорошили: оказывается, чем больше люди пользуются тем же «Фейсбуком», тем большее одиночество они чувствуют. Это доказано экспериментально!
Ладно, хватит о грустном. Подумаем, как избежать одиночества, как не попасть в эту яму, полную тоски и безнадежности. Варианты есть. Например, наша газета в свое время рассказала о предложении депутата Госдумы Бориса Чернышова создать службу помощи одиноким людям, этакий столичный департамент по борьбе с одиночеством. Казалось бы: фантазия на грани фантастики. Но психолог Леонид Китаев-Смык поддержал идею:
«Инициатива создать в Москве специальную службу, которая будет повышать самочувствие и бодрость души, — это правильное решение. Необходимо создать общность между москвичами, сделать их более открытыми».
А активисты Тверского района от разговоров перешли к делу и уже во второй раз провели праздник «День добрых дел»: организовали мастер-классы, благотворительную сувенирную ярмарку, зону по обмену книгами, танцклассы и другие мероприятия по подъему настроения и дружелюбия.
Следом за одиночеством появляется страх. Они неразлучны. В большом городе (а тем более в нашем мегаполисе) с его скоплением народа на улицах, в метро, с бесконечным потоком автомобилей ты ежедневно окружен незнакомцами. Для молодых и амбициозных — это драйв, вызов, стимул показать себя, но для людей пожилых или неуверенных в себе — источник тревоги, желания замкнуться. То есть все того же одиночества.
...Недавно вычитал удивительный рецепт, помогающий укрепить нервную систему, а значит, побороть в себе чувство неуверенности и одиночества. Оказывается, есть такое эффективное лекарство — старинные улочки Москвы. Дело в том, что в окружении современных высоток (а тем более небоскребов) человек со слабой нервной системой чувствует себя крайне неуверенно и одиноко. А если попал на уютную улочку (да еще с палисадниками), настроение поднимается, плечи расправляются, на лице невольно появляется улыбка. Короче, Москва шумом и толчеей может испортить настроение, а тишиной и уютом — добавить уверенности и покоя. Такая она — Москва!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции