Пост на всякий случай
Но он засмеялся:
- Это я и сам знаю. В любом церковном календаре дата написана. Я - про точное время. Когда именно нельзя уже есть мясное и молочное – с утра в среду или еще с вечера вторника? Говорят, что церковные сутки вроде бы считаются с шести вечера накануне? И, кстати, про конец поста. Знаю, что до первой звезды надо держаться. А как это точно определить? Если небо, например, будет облачное, что делать? По церковному-то уставу у нас первая звезда как вычисляется?
Подобные вопросы, как рассказал мне знакомый священник, в эти дни особенно популярны. Еще дотошно выясняют, по каким именно дням во время поста разрешается рыба, а когда – даже и вина не грешно выпить. И очень беспокоит вопрос насчет новогоднего меню. Что можно поставить на стол, чтобы он был праздничным, но и постных норм при этом не нарушать?
Как правило, священники в ответ терпеливо рассказывают обо всех правилах и тонкостях поста. И обязательно подчеркивают, что самое главное – это не режим питания, а режим души. Напоминают слова одного святого, что дело не в том, какие продукты не есть, а в том, чтобы друг друга не есть. То есть – надо добро делать и удерживаться от зла.
Ничего плохого в таких вопросах, конечно, нет. Особенно те, кто постятся в первый раз, обычно очень хотят, чтобы все у них во время поста было по правилам. И тревожатся, что по незнанию могут что-то нарушить.
Но как заметил мой знакомый священник, очень часто преувеличенное внимание к правилам поста сочетается с верой на всякий случай.
«Попощусь, меня не убудет, а вдруг да и в самом деле Бог есть?»
Это очень распространенное отношение к вере. И не только сегодня. Еще в 17 веке известный ученый Блез Паскаль сформулировал рассуждение, известное как «пари Паскаля». Он предложил воспользоваться теорией игр, основанной на теории вероятностей, чтобы решить: что выгоднее – жить по правилам веры или - вне их? И пришел к выводу, что ставка на религию предпочтительнее, чем на атеизм. Ведь жить по канонам веры лишь чуть сложнее из-за постов, некоторых ограничений, обрядов. Цена «проигрыша» в случае отсутствия Бога невелика — затраты на обряды. Зато возможный «выигрыш» в случае существования Бога бесконечно велик — спасение души, вечная жизнь.
Такой рассудочный подход, конечно, еще не вера. Но он может привести к вере. А может – и нет, если зациклиться только на соблюдении внешних правил.
Что же касается первой звезды, то в церковном уставе об этом ничего нет. Поститься предписано до конца вечерни в канун Рождества. То есть - до момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции