Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

С чего начинается Родина

Общество
С чего начинается Родина
Наталья Барабаш. / Фото: «Вечерняя Москва»
Я купила в Вене цветы на фасад дома. Герань. Белую и красную. Садовник стал запихивать цветки в ящички и одобрительно кивал головой.

- Хорошо вы выбрали. Патриотично. Под цвет австрийского флага. У меня многие такую расцветку для клумб или балконов выбирают. 

Я чуть лейку не выронила. Меньше всего  при выборе герани я думала об австрийском флаге. А вот поди ты! Австрийцы думают... 

Я прикинула, за кого приняли бы у нас садовода, поспросившего подобрать цветочки под российский флаг. Тут же вспомнила, как любят австрийцы ходить в театр и рестораны в национальной одежде. А у нас попробуй заявиться в Большой в сарафане или кафтане. Засмеют. 

Не идет у нас как-то тихий бытовой патриотизм. А вот агрессивный, показной - сколько хочешь. Интернет почитаешь: люди готовы растерзать друг друга, доказывая, как правильно родину любить. Бьются насмерть, выясняя:, равен ли Сталин Гитлеру, была ли жизнь в СССР ужасным ужасом или золотым веком, и надо ли нам беспрестанно каяться из-за кошмарного прошлого или гордиться им перед всем миром. 

Я смотрю на это и думаю: почему Австрия, которой есть чего стыдиться в новейшей истории побольше нашего, так спокойно и открыто любит свою родину, а у нас слово патриот стало чуть ли не ругательством? 

И тут понимаю. Все дело - в точке отсчета. Нам так долго вбивали, что история страны началась в 1917 году, что все в это поверили. И сейчас бьются вокруг событий одного бурного столетия, бередят  едва затянувшиеся раны, режут свою правду-матку по-живому, а она, как ни крути, у тех, чьи родные погибли в сталинских лагерях, и тех, чьи семьи счастливо от репрессий уцелели, разная. И ее не примирить и не избыть, пока  травмы потерь не вылечит время. 

В Австрии от сумятицы новейшего времени, которая могла бы нацию напрочь придавить (ведь живы еще и дети палачей, и дети жертв) спасаются так. Ныряют вглубь веков. И в истории своих предков черпают силу и оптимизм. Здесь надписывают каждый камень, когда какой эрцгерцог на него присел. На старых домах выбивают таблички - когда построены, кто тут жил.  

В ресторанах и кафе - воссоздают на стенах историю заведения в фотках, гравюрах, картинах. И если никакая знаменитость тут не откушала -  гордо выставляют портреты прабабок или дедушек. Летом по всей стране шумят исторические карнавалы, когда население проваливается в Средневековье целыми городками. Все жители надевают старинные костюмы, выходят на улицы печь хлеб или варить похлебки по древним  рецептам, устраивают рыцарские турниры и веселые представления. 

Число музеев зашкаливает. В каждой деревеньке - свой: шнапса, шоколада, каменной соли, пивных кружек, вышитых салфеток... В крошечном Шпице я видела музей жизни одного человека. Бойкий старичок выставил в двух комнатах кучу фотографий своей семьи, коробок, игрушек, старых утюгов, штопоров, рюмок из бабушкиного шкафа, одежды с младенчества. И за 2 евро водит экскурсии: вот из этой коробки я ел конфеты в 1932 году, а из этой пачки курил сигареты в 1950-м...

Австрийцы закрепляются во времени, как альпинисты на скалах. 

В каждом городке - куча стендов с историей поселения. Мы вот с мужем заблудились, оказались в затерянном поселочке. В центре на площади - огромное панно: как выглядело это место в 1280 году. Как выглядело? Три амбара сена у реки. Рядом - местные памятные даты: в Средневековье их затопило, потом где-то рядом прошел Наполеон, в 19 веке их фермер получил приз за лучшее качество молока. Смешно. 

А им это важно. Здешние дети играют под сенью немудрящей истории своих предков.

И нам надо больше верить в свой народ. Много чего он перенес: от монголо-татарского ига до нашествия Наполеона. Перенесет уж как-нибудь и этот безумный с обеих сторон, простите за резкость, интернет-срач. Даже не заметит. 

Чтобы двигаться дальше, общество должно примириться. И раз новейшая история, где действительно было много и черных, и белые страниц, почвы для этого не дает, надо и нам совершить глубоководное погружение.

Понаставить, что ли, памятных камней, панно и стендов: у нас ведь тоже знаменитых людей и интересных дат не счесть. Замутить побольше исторических  праздников, ярмарок, понаоткрывать крошечных музеев. Идти вперед лучше всего по мосткам, проложенным из далекого прошлого.

Может, когда-нибудь и нам захочется подбирать цветы под российский флаг. И не только по праздникам.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.