Казаки: неудавшийся русский «фронтир»
Как у нас сказали бы – хозяина на своей земле, тем более что земли можно было брать, сколько захочешь, и даром. Можно спорить с этой версией, но с чем спорить не стоит, так это с тем, что в Российском империи они были сословием, которое пользовалось заметными привилегиями, а главное – состояло из свободных людей.
Правда, количественно эти свободные люди не успели достигнуть такой критической массы, чтобы сыграть - в совокупности с другими свободными или освобожденными людьми – определяющую роль в развитии страны в самые драматические и поворотные моменты ее истории. К 1917 году численность казачества в России составляла немногим менее 4 с половиной миллионов человек.
Как ни странно, но до сих точных и бесспорных сведений о происхождении казачества в исторической науке нет. Само слово «казак» - тюркского происхождения. Оно обозначает вольного человека или стража на границе. Этнически же происхождение казаков кто ведет от торков и берендеев, кто от печенегов, кто от кавказских черкас или касагов.
«Миграционная» же теория основной акцент в происхождении казачества делает на «пришлых» или беглых крестьянах, спасавшихся на «фронтире» от крепостного права. Так или иначе, но привычное нам казачество – уже вполне «русифицированное» и православное - сформировалось с середины ХV - в начале ХVI веков.
Первое упоминание донских казаков относится к 1549 году, затем возникают общины волжских, днепровских и других казаков. Запорожская сечь – это уже XVI век, а сибирские казаки появляются в конце этого века. Хотя казаки изначально служили стражами границ империи, но полная интеграция их в структуру военного командования происходит постепенно лишь в ХIХ веке, начиная с 1815 года, когда все казачьи войска были подчинены Главному штабу. В ХIХ же веке происходит и окончательное оформление казачества в особое сословие.
Советская историческая наука поздних казаков рисовала, как правило, «реакционной силой» - за их роль в подавлении революции 1905 года и в борьбе против большевиков в 1917 году. Мол, от свободолюбивых и часто восстававших вместе с крестьянами еще со времен «Смутного времени» и Пугачева и славно бившихся за интересы России в многочисленных войнах (особенно в русско-турецких) в начале ХХ века они превратились в «верных псов реакционного царизма». На самом деле, в истории были, конечно, все куда противоречивее.
Действительно, в самом начале революции 1905-1907 годов были проведены сразу несколько мобилизаций среди казачества. В том числе в целях поддержания порядка Москве, где были наиболее ожесточенные бои с восставшими. Впрочем, казаков тогда призвали для охраны порядка и во многих других губерниях. Сегодня сказали бы, что такое использование армии против собственного народа «антиконституционно».
На самом деле, и тогда это было нарушением сложившегося порядка: казаков до 1905 года мобилизовали только в случае войны с внешним врагом. А по законодательному статусу «Устава о воинской повинности Донского казачьего войска» от 1874 года, ни мобилизация, ни тем более вывод с территории Донской области казачьих частей в мирное время однозначно не допускались.
Однако уже в 1905 году численность казаков, подавлявших беспорядки, почти в пять раз превышала численность выделенных для этих же целей других кавалерийских подразделений. Впрочем, в составе всех воинских сил, брошенных на борьбе с революцией, казаков использовали в 1905 году лишь в 11 процентов случаев (в 1906 – в 16 процентов, в 1907 – в 12 процентов). Так что никакого особого «преобладания» казаков в подавлении бунтов на самом деле не было. Это миф, созданный большевиками
Другое дело, что казаки были эффективнее многих других сил при разгоне демонстраций. И более того – они это делали наиболее бескровным образом. Взвод казаков в 70-100 человек легко и практически без жертв рассеивал толпу в пять тысяч человек.
Как правило, казаки при усмирении беспорядков были вооружены лишь нагайками (которые использовались для управления лошадьми, так как шпорами казаки не пользовались), без огнестрельного оружия. При разгоне казачьей конницей массовых демонстраций, вопреки внушенным советскими фильмами представлениям, жертв как среди бунтовщиков так и среди самих казаков было во много раз меньше, чем при разгоне пешими жандармами или солдатами.
Часто также в советских фильмах показывают «зверства» казаков при применении нагаек второго вида, которые действительно были более серьезным оружием и могли покалечить: это был оплетенный кожей стальной трос или тонкая цепь со специальным мешочком на конце, где зашивали куски свинца. Такая нагайка весила до двух килограммов. Но на практике во взводе их имели при себе только 2-3 вахмистра из числа самых опытных и применялись они только против тех, кто сам был вооружен.
Важно было и то, что особенности казачьих седел и манеры седлать лошадей делали всадников-казаков гораздо более устойчивыми в седлах, нежели других кавалеристов русской армии. Конные подразделения были также наиболее мобильными, их можно было быстро перебрасывать из одного места в другое.
А вот в революции 1917 года роль казаков оказалась иной, чем в 1905-м. Начать с того, что в силу возникшего конфликта с полицейским командованием Петербурга, где, собственно, и случилась вся Февральская революция, казаки уже через два дня после ее начала (а именно 25 числа) отправились в казармы и перестали участвовать в подавлении беспорядков.
Затем уже Керенский и его правительство, казаков недолюбливавшее, контактов с ними толком не установило. Казаки на короткое время вышли на авансцену в июле, когда им удалось подавить большевистское восстание. Но к октябрю уже само казачество во многом разложилось. После прихода большевиков к власти многие казачьи общины даже признали Советскую власть, хотя по большей части в годы гражданской войны выступали уже против нее.
Советская власть им этих и прошлых обид не простила. Первый удар был нанесен по основам «казачьей вольницы» - по самоуправлению. Еще не оправившись от гражданской войны, уже в 1920 году большевики ликвидировали систему самоуправления и распространили на казачество общие условия землепользования. А уже в 1936 году ЦИК СССР окончательно «добил» казачество, уже вполне добитое к тому времени коллективизацией, отменив существовавшие ограничения по службе в «обычной» армии.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Казаки. Народ или сословие? Кто даст ответ на вопрос о самоидентификации
30 июня — День возрождения казачества России. 25 лет назад, в 1990-м, в Москве состоялся 1-й Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором был образован Союз казаков. За свою тысячелетнюю историю казачество прошло сложный путь: вольные разбойники, бунтовщики, герои битв, особое военно-служилое сословие... Однако десятилетия расказачивания в XX веке не прошли бесследно. И сегодня звучат вопросы: «чьих вы будете, казаки?»
Современное общество имеет во многом искаженное представление о казачестве. Чтобы разобраться, откуда берет начало казачество, мы побеседовали с доктором исторических наук, автором более чем 80 научных работ по истории и этнологии казачества — Александром Соповым (далее).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции