Герои берут не числом, а умением
Но в последнее время подвиг воинов, встретивших танки с гранатами и противотанковыми ружьями, все чаще стараются принизить. А то и вовсе «отменить».
Несколько месяцев назад Госархив Российской Федерации опубликовал справку-доклад главного военного прокурора СССР Николая Афанасьева о 28 панфиловцах, которая была подготовлена в мае 1948 года. Часть общества немедленно задалась вопросом: это что же, подвига не было? В записке действительно ставятся под вопрос героические действия 28 панфиловцев, но нашим историкам давно известны и противоположные доказательства. В частности, документы из Научного архива Института российской истории РАН. Эти записи свидетельствуют о том, что бой был, а выводы военной прокуратуры несостоятельны. Одно из свидетельств — показания выжившего панфиловца Иллариона Васильева. В конце 1942 года он сообщил, что политрук Клочков перед знаменитым боем под Дубосеково ободрял бойцов и говорил: «Отобьем атаку, за нами Москва, отступать некуда!» То есть подтвердил те же самые фразы, которые звучали в советской официальной версии. Что касается 28 человек, которым было присвоено звание Героев СССР, — все они реальные люди. Шестеро из них выжили.
У них была разная судьба, ктото попал в плен. Но, так же как их товарищи, они участвовали в неравном бою с танками.
Разве от того, что они выжили, подвиг перестал быть подвигом? В том, что есть расхождение в количестве героев и некоторых обстоятельствах боя, нет ничего удивительно. Ведь корреспонденты Кривицкий и другие военные журналисты писали по горячим следам.
У них был тот материал, который они сумели получить в условиях боевых действий, и его срочно нужно было направить в газету, рассказать о реальном подвиге защитников столицы.
Не мудрено, что могли быть неточности. Это все-таки на фоне боев писалось и передавалось.
В том, что героев в той битве было больше 28, нет сомнений. Вся дивизия сражалась самоотверженно — они подбили много танков. В противном случае немцы в два-три броска сумели бы добраться до столицы в самое критическое для нас время. И ход войны мог необратимо измениться.
Важно не сколько было панфиловцев. А сколько было против них. Немцы имели подавляющее превосходство в людях и танках. А панфиловцы испытывали острую нехватку в людях и противотанковых средствах.
Но 28 панфиловцев, фамилии которых отмечены в приказе Верховного главнокомандующего, — реально существовавшие герои. Утверждать, что их подвиг миф, — откровенное кощунство.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции