Не музыка, а вековая молитва
Илья Дроздихин, директор колокольной мастерской

Не музыка, а вековая молитва

Общество
Колокол — уникальный музыкальный инструмент, обладающий широким спектром звучания, включающим как слышимый диапазон, так и неслышимые человеческому уху инфра- и ультразвуки.

Церковный колокольный звон не только украшает городскую палитру, но в нем заложен глубокий духовный смысл. Русский звон, в отличие от европейского звона, обладает особым тембром и характером.

Даже элементы колокола как бы сравнивают с человеческими — ухо, туло, плечо, есть и язык. Без языка колокол теряет свой голос. Провинившиеся колокола особым образом наказывали. Ссыльный угличский колокол, возвестивший о смерти царевича Димитрия, сначала сбросили с колокольни, а потом вырвали у него язык, чтобы он не смог более говорить. Русский колокол одушевлялся, очеловечивался, созывал на богослужение — вещал, говорил с людьми.

Появление привычных для нас колоколов в христианской традиции связывают с именем святителя Павлина епископа Ноланского, жившего на рубеже IV–V веков. Это не значит, что колоколов не существовало раньше. Из истории известно, что различные колокольцы и бубенцы устанавливались на облачения первосвященников. Но использовать колокола тюльпанообразной формы для сигнальной функции, т.е. созыва верующих на богослужение, первым предложил использовать именно святитель Павлин.

Святитель Павлин был епископом в итальянской провинции Капанья. В те времена невозможно было оповестить верующих о начале службы, и он решил придумать сигнальный инструмент.

По преданию, однажды обходя свою епархию, святитель Павлин устал и прилег на лугу, где во сне ему было видение: ангелы держали в руках цветы-колокольчики и их мелодичным звучанием созывали верующих на богослужение.

Проснувшись, святой Павлин заказал изготовить первые церковные колокола, которые постепенно начали распространяться сначала по Европе, а затем и в Византии.

На Руси колокола появились больше 1000 лет назад, в 988 году. Сначала это были колокола, привезенные из других стран, но спустя всего сто лет в русских летописях упоминается о русских колокололитейщиках. Расцвет литейного мастерства пришелся на XVII–XVIII века. В этот период были созданы настоящие колокольные шедевры — Царь-колокол весом 203 тонны и особые прорезные колокола, которые сейчас хранятся в экспозиции музея-заповедника «Коломенское».

Звонарем может стать любой православный, имеющий чувство ритма. До революции мастерство звонарей передавалось от учителя к ученику непосредственно на колокольне. Сейчас для восполнения нехватки звонарей действует известная на весь мир Московская школа звонарей. Она расположена при храме Николая Чудотворца в Сабурове (ст. м. «Каширская»). В год школа обучает более 100 человек. Бытует мнение, что звонарь — это сугубо мужская профессия, требующая серьезной физической подготовки, но это не совсем так. Среди выпускников около половины — женщины.

Будущему звонарю надо понимать, что колокольный звон — это не музыкальное произведение, а проповедь, молитва в звуке. Звон должен быть содержательным, но строгим, сохраняющим древние традиции, переданные нам нашими предками. Колокольный звон — это настоящая связь времен, голос из глубины веков.

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news