Отступившие, но непобежденные
Русские солдаты и офицеры ценой тысяч жизней устояли, обескровили неприятеля и тем самым заложили основу для будущей победы в войне. Как говорил сам император Наполеон Бонапарт, французы сделали все, чтобы победить, но русская армия стяжала славу, оставшись непобежденной. Даже отступив от Москвы.
Многие классики обращались в своем творчестве к теме сражения. Вспомним хотя бы Льва Толстого, утверждавшего: «Русские больше всего боялись потерять Москву, в то время как Наполеон боялся потерять свою армию». Да, по некоторым современным источникам, русская армия, несмотря на то, что сражалась в обороне, понесла большие потери, чем французы.
Но даже если это и так, наши полки, отступив от Москвы в полном порядке, сохранили свою боеспособность. Потом они были пополнены свежими силами и к концу года по численности превосходили армию Наполеона Бонапарта. Французы же на Бородинском поле, напротив, потеряли самый цвет своих войск — тот самый, позволявший им громить европейские державы. После Бородина в армии Наполеона произошел надлом.
И отступление французского императора из Москвы в октябре 1812 года было предопределено. Кроме того, Бородинское сражение нельзя рассматривать с точки зрения исключительно военной — только как противоборство полков, конных корпусов, артиллерийских батарей, военных умов. Это была в первую очередь моральная победа русской армии, совершенный ею духовный подвиг.
Наши солдаты, да и весь русский народ после сражения, несмотря даже на потерю Москвы, получили самое главное: чувство превосходства над противником, еще вчера казавшимся непобедимым. И именно оно позволило затем разбить армию Наполеона Бонапарта, прошедшую победным маршем полмира.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы».
МОРАЛЬНАЯ ПОБЕДА КУТУЗОВА ЛИШИЛА ФРАНЦУЗОВ БОЕВОГО ДУХА
7 сентября 1812 года состоялась Бородинская битва. Чем дальше уходит дата, тем больше мифов и легенд возникает вокруг нее. И тем меньше правды остается в памяти молодого поколения.(далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции