Лучший фильм о войне — без войны
Сюжет:
День Победы-2017Просто показывать, как мы побеждаем, сражаемся с захватчиками и противостоим мировой угрозе, и думать, что это может вызвать некие патриотические чувства, — это наивное представление о киноискусстве, бытовое. Так размышляют дилетанты от кино, которые ничего не понимают в этом искусстве: ни задач, ни способов их достижения. Например, недавно прошедший на экранах фильм «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. Прекрасный сюжет: покорение космоса Советским Союзом, еще одна победа нашего народа после разгрома фашистской Германии. Играют известные и уважаемые артисты: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Авангард Леонтьев. Вроде бы такая лента должна была, что называется, возбудить патриотические чувства. Но по факту в прокате она прошла очень скромно. И случилось это именно потому, что создатели недостаточно уделили внимания человеческим чувствам и драмам, стоящим за событиями, которыми гордится народ. А самих событий, которые для большинства зрителей хорошо известны, оказалось слишком много. Акценты оказались смещены.
В нашей отечественной художественной традиции именно человеческое измерение произведения искусства наиболее постоянно и интересно. Другой вопрос, что в мировом масштабе кино сейчас превратилось в набор аттракционов, и как раз с аттракционной точки зрения военные события представляют определенный интерес. Но не надо забывать, что совместить правдоподобность военных действий и жизненных перипетий — это и есть задача талантливого режиссера, который чувствует людей. Одна из самых главных картин про Великую Отечественную войну, на мой взгляд, — это «20 дней без войны» Алексея Германа. Она не случайно называется «без войны». Она дает очень тонкое и точное воспроизведение атмосферы военного времени и переживаний людей, абсолютно не скрывая и не умаляя трагичности того, что происходило на фронтах.
Иногда личные драмы показываются более выпукло в эпических картинах типа пятисерийного «Освобождения», снятого в 1968 году режиссером Юрием Озеровым. Иногда они остаются на заднем плане. По мере того как проходят годы и десятилетия, к любой войне (будь то с французами, со шведами или с турками) интерес сохраняется именно в человеческом измерении. Битвам прошлого можно уделять внимание и также рассчитывать на успех, если эти события зрителям неизвестны. Что касается Великой Отечественной войны, то все события зрителям известны, и есть большой риск впасть в тавтологию: пятая, шестая, восьмая картина про Битву под Сталинградом. Не случайно, что «Сталинград», который пользовался наибольшим успехом, был весьма условно связан с событиями войны и представлял собой своеобразное молодежное шоу.
Вообще мировая тенденция такова, что больше снимают картины, которые предлагают проанализировать события тех лет, осмыслить их, этакие фильмы для взрослых. К теме холокоста возвращаются неоднократно. И такие картины, в отличие от сухой военной хроники, не устаревают.
ЕЩЕ МНЕНИЯ
Достоверность важнее пафоса
Колонка кинопродюсера Виланд Шульц-Кайль
Я был одним из продюсеров фильма «Враг у ворот», о Сталинградской битве. Во время съемок этого фильма я понял, что военное кино — это особенный жанр. Нечто среднее между боевиком и документалистикой. Два главных требования к фильму о войне — достоверность и сюжет. Значит, еще до написания сценария надо погружаться в историю (далее...).
Я убедился, что наша картина — народная
Колонка сценариста, продюсера, одного из режиссеров «Двадцати восьми панфиловцев» Андрея Шальопа
В День Победы по Первому каналу покажут наш фильм «Двадцать восемь панфиловцев». Я посмотрю его вместе со всеми, но, наверное, не полностью. Я очень люблю эту картину, но видел ее — уже после выхода — раз пятьдесят. В последний раз — совсем недавно, когда меня приглашали в Краснодар на благотворительный показ (далее...).
Эпоха должна быть в сердце
Колонка публициста Виктора Мараховского
С тех пор как история Великой Отечественной стала предметом для творческих экспериментов, естественно, целостность ее восприятия нарушилась. И это стало одной из причин, почему герои современных актеров в фильмах о той войне бывают так неубедительны (далее...).
Танкисты грима не боятся
Колонка художника по гриму Марии Дружининой
Есть примеры хороших, честных современных фильмов о Великой Отечественной. Назову хотя бы «Брестскую крепость» Александра Котта, «Белый тигр» Карена Шахназарова, сериал «Дорогой мой человек» Егора Абросимова (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции