Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Лучший фильм о войне — без войны

Сюжет: 

День Победы-2017
Общество
Лучший фильм о войне — без войны
В искусстве предмет изображения — это почти всегда люди и их взаимоотношения. В хорошем кино события сами по себе являются фоном для человеческих связей, личных драм. Фильмы придуманы не для того, чтобы возбуждать патриотические чувства. И военные фильмы в том числе. Их задача — порождать сострадание к героям, понимание человеческих проблем. Патриотические чувства лишь могут сопутствовать этому или нет, могут касаться отдельных персонажей, взаимоотношений героев, трактовки конфликтов.

Просто показывать, как мы побеждаем, сражаемся с захватчиками и противостоим мировой угрозе, и думать, что это может вызвать некие патриотические чувства, — это наивное представление о киноискусстве, бытовое. Так размышляют дилетанты от кино, которые ничего не понимают в этом искусстве: ни задач, ни способов их достижения. Например, недавно прошедший на экранах фильм «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. Прекрасный сюжет: покорение космоса Советским Союзом, еще одна победа нашего народа после разгрома фашистской Германии. Играют известные и уважаемые артисты: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Авангард Леонтьев. Вроде бы такая лента должна была, что называется, возбудить патриотические чувства. Но по факту в прокате она прошла очень скромно. И случилось это именно потому, что создатели недостаточно уделили внимания человеческим чувствам и драмам, стоящим за событиями, которыми гордится народ. А самих событий, которые для большинства зрителей хорошо известны, оказалось слишком много. Акценты оказались смещены.

В нашей отечественной художественной традиции именно человеческое измерение произведения искусства наиболее постоянно и интересно. Другой вопрос, что в мировом масштабе кино сейчас превратилось в набор аттракционов, и как раз с аттракционной точки зрения военные события представляют определенный интерес. Но не надо забывать, что совместить правдоподобность военных действий и жизненных перипетий — это и есть задача талантливого режиссера, который чувствует людей. Одна из самых главных картин про Великую Отечественную войну, на мой взгляд, — это «20 дней без войны» Алексея Германа. Она не случайно называется «без войны». Она дает очень тонкое и точное воспроизведение атмосферы военного времени и переживаний людей, абсолютно не скрывая и не умаляя трагичности того, что происходило на фронтах.

Иногда личные драмы показываются более выпукло в эпических картинах типа пятисерийного «Освобождения», снятого в 1968 году режиссером Юрием Озеровым. Иногда они остаются на заднем плане. По мере того как проходят годы и десятилетия, к любой войне (будь то с французами, со шведами или с турками) интерес сохраняется именно в человеческом измерении. Битвам прошлого можно уделять внимание и также рассчитывать на успех, если эти события зрителям неизвестны. Что касается Великой Отечественной войны, то все события зрителям известны, и есть большой риск впасть в тавтологию: пятая, шестая, восьмая картина про Битву под Сталинградом. Не случайно, что «Сталинград», который пользовался наибольшим успехом, был весьма условно связан с событиями войны и представлял собой своеобразное молодежное шоу.

Вообще мировая тенденция такова, что больше снимают картины, которые предлагают проанализировать события тех лет, осмыслить их, этакие фильмы для взрослых. К теме холокоста возвращаются неоднократно. И такие картины, в отличие от сухой военной хроники, не устаревают.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Достоверность важнее пафоса

Колонка кинопродюсера Виланд Шульц-Кайль

Я был одним из продюсеров фильма «Враг у ворот», о Сталинградской битве. Во время съемок этого фильма я понял, что военное кино — это особенный жанр. Нечто среднее между боевиком и документалистикой. Два главных требования к фильму о войне — достоверность и сюжет. Значит, еще до написания сценария надо погружаться в историю (далее...).

Я убедился, что наша картина — народная

Колонка сценариста, продюсера, одного из режиссеров «Двадцати восьми панфиловцев» Андрея Шальопа

В День Победы по Первому каналу покажут наш фильм «Двадцать восемь панфиловцев». Я посмотрю его вместе со всеми, но, наверное, не полностью. Я очень люблю эту картину, но видел ее — уже после выхода — раз пятьдесят. В последний раз — совсем недавно, когда меня приглашали в Краснодар на благотворительный показ (далее...).

Эпоха должна быть в сердце

Колонка публициста Виктора Мараховского

С тех пор как история Великой Отечественной стала предметом для творческих экспериментов, естественно, целостность ее восприятия нарушилась. И это стало одной из причин, почему герои современных актеров в фильмах о той войне бывают так неубедительны (далее...).

Танкисты грима не боятся

Колонка художника по гриму Марии Дружининой

Есть примеры хороших, честных современных фильмов о Великой Отечественной. Назову хотя бы «Брестскую крепость» Александра Котта, «Белый тигр» Карена Шахназарова, сериал «Дорогой мой человек» Егора Абросимова (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.