Средство от инфляции
Все это просто замечательно, но, согласитесь, придя в продуктовый магазин или заправляя автомобиль, мы в три процента как-то не очень верим. Потому что сама жизнь подсказывает: инфляция выше. Причем существенно. Что же получается? Министр лукавит? На самом деле — нет. Он говорит о «средней инфляции», которая напоминает шутку о средней температуре по больнице. Если же проанализировать изменения цен на продукты, входящие в минимальную продуктовую корзину, выяснится: они подорожали не на три процента, а куда серьезнее. В чем дело? А дело в том, что на продукты очень высок спрос. Ведь покупку нового холодильника, телевизора, автомобиля практически всегда можно отложить. Причем часто на неопределенный срок. Поэтому товары длительного спроса нередко не растут, а даже снижаются в цене. Практически во всех сетях бытовой техники один сезон скидок сменяет другой.
Но что бы ни случилось, хлеб, молоко, крупы, овощи мы покупали и покупать будем. А значит, цены можно потихоньку (или не потихоньку) повышать. Кто это делает? В наименьшей степени — производители. В куда большей степени инициаторы роста цен — оптовые и розничные продавцы продуктов. В том числе — крупные торговые сети. Потому что если литр кефира, например, за год подорожает на 10–15 процентов, его все равно купят. То же самое касается бензина. Литр бензина АИ-92 к концу октября подорожал на 5,7 процента. А зимнее дизельное топливо — на 10,3 процента. Это в 2–3 раза выше «среднего» уровня инфляции. Причем подорожание бензина будет происходить и дальше, потому что правительство постоянно повышает акцизы на топливо. Как в этой ситуации быть нам, потребителям?
Эффективной защитой от инфляции может стать изменение нашего потребительского поведения. Уже сейчас, как уверяют представители торговых сетей, все большее количество покупателей предпочитает приобретать исключительно акционный товар — на который сегодня скидки. А если скидки на нужный товар нет, люди идут в соседнюю сеть. Благо в Москве, например, магазины разных сетей часто стоят друг напротив друга.
Резко снизить затраты на автомобиль можно, изменив свое транспортное поведение. В центр Москвы, где все парковки платные — можно, например, доехать на метро.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции